Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов

С помощью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных государственных требований (ФГТ) обеспечиваются единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования гарантируют от имени государства уровень и качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В ФГОС должны содержаться требования: к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ. Ими же устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГОС включаются специальные требования.

Минобрнауки России утверждает Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.

Только Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет – образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ образования определяется образовательными программами и должно обеспечивать получение квалификации. В настоящее время в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются:

– основные образовательные программы;

– образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, которые согласно ст. 63 Закона об образовании являются преемственными;

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена, к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования;

– программы бакалавриата, программы специалитета, к освоению которых допускаются лица, имеющие среднее общее образование; программы магистратуры, к освоению которой допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня;

– программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программ ассистентуры-стажировки; к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств;

– программы профессиональной подготовки но профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;

– программы по дополнительному образованию:

– дополнительные образовательные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки), которые самостоятельно разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, к освоению которых допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, или лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ст. 76 Закона об образовании).

При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий, а также возможно использование различных образовательных технологий (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии).

Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику, и устанавливается соответствующим ФГОС.

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.