Система национального ювенального законодательства современной России

Имеются все основания утверждать, что систему ювенального законодательства, как и всех отраслей законодательства, возглавляет Конституция. Во-первых, в ней закреплены положения о государственной поддержке и защите семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 38). Во-вторых, все права и свободы человека и гражданина, независимо от того, с какого возраста они могут осуществляться в полном объеме, распространяются на несовершеннолетних, что в Конституции обозначено коротким и емким, недвусмысленным словом "каждый".

Что касается текущего законодательства, то формируемая в России система так называемого ювенального законодательства может быть классифицирована по трем взаимосвязанным подсистемам: отраслевое, межотраслевое (комплексное) и специальное (собственно ювенальное) законодательство.

Одним из основных законодательных актов федерального уровня, предусматривающих в рамках отрасли конституционного права и конституционного законодательства положения, касающиеся несовершеннолетних, является Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Давая краткую характеристику данному Закону, следует подчеркнуть два основных момента: во-первых, он основан на положениях, содержащихся в ст. 6 и 62 Конституции, которые полностью распространяются на несовершеннолетних, в особенности важнейшее из них: гражданство Российской Федерации является равным и единым независимо от оснований его приобретения и создает основу для равенства всех прав и обязанностей граждан Российской Федерации на территории РФ; во-вторых, специальные нормы о гражданстве детей содержатся в ст. 9 и в целом ряде других статей данного Закона и входят в систему ювенального законодательства; подробно они будут рассмотрены в следующих главах.

Нормы ювенального права содержатся в целом ряде статей ГК.

Устанавливая одинаковую гражданскую правоспособность как для взрослых, так и для несовершеннолетних физических лиц (ст. 18 ГК), закон предусматривает частичную дееспособность для несовершеннолетних. Их недостающая дееспособность восполняется полной дееспособностью их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (ст. 26, 28 ГК). В ст. 27 ГК содержатся основания приобретения несовершеннолетними полной гражданской дееспособности.

Помимо указанных норм, устанавливающих гражданскую правосубъектность несовершеннолетних и по своему характеру скорее регулятивных, чем охранительных, в гл. 59 ГК

содержатся еще две группы норм чисто охранительного свойства: нормы об ответственности за вред, причиненный малолетними и несовершеннолетними, и об ответственности за вред, причиненный самим несовершеннолетним повреждением здоровья или гибелью кормильца. К числу охранительных относятся также нормы наследственного права, содержащиеся, например, в ст. 1149 ГК, устанавливающей право несовершеннолетних детей и других иждивенцев наследодателя на обязательную долю при наследовании по завещанию. Определен также гражданско-правовой статус несовершеннолетних в международном частном праве, т.е. решен вопрос о том, законодательство какого государства следует применять в различных ситуациях, могущих возникнуть при участии несовершеннолетних лиц в договорных, деликтных, наследственных и иных гражданско-правовых отношениях. Часть четвертая ГК регулирует отношения, складывающиеся по поводу создания и использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, обладателями которых могут быть несовершеннолетние. Все это более подробно будет описано в дальнейших главах. В заключение следует особо подчеркнуть, что нормы гражданского права обеспечивают охрану и защиту интересов несовершеннолетних в буквальном смысле в течение всей жизни и почти во всех сферах отношений, там, где не требуется установления каких-либо специальных норм, обеспечивающих усиленную охрану их прав и интересов.

Поскольку личность несовершеннолетнего формируется в основном в семейном окружении, то базовым законом для него по праву считается СК.

В ст. 1 СК в качестве основных начал семейного законодательства и основных принципов правового регулирования семейных отношений предусмотрено два важных принципа: принцип приоритета семейного воспитания несовершеннолетних детей и принцип приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Ключевая роль в определении семейно-правового статуса несовершеннолетних детей отводится гл. 11 СК, именуемой "Права несовершеннолетних детей", в которой в полном соответствии со смыслом Конвенции о правах ребенка закреплена система их личных и имущественных прав, главным из которых является право несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье. Эти права конкретизируются посредством установления обязанностей родителей по воспитанию детей и защите их прав и интересов (гл. 12) и по содержанию своих несовершеннолетних детей (гл. 13). В случае отсутствия родителей или при невозможности предоставить детям ОГЛАВЛЕНИЕ оно может быть получено от совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, а также от дедушки и бабушки при наличии у них необходимых средств (гл. 15).

Раздел VI СК целиком посвящен правовому регулированию отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. В гл. 18 в соответствии с нормами Конвенции определены принципы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важнейшим из которых представляется принцип сохранения индивидуальности ребенка и привычной среды его обитания. При устройстве детей учитываются этническое происхождение ребенка, его родной язык, религия, культура, территория, на которой ребенок постоянно проживает или фактически находится. В разд. VII, в который включены нормы международного частного семейного права, содержатся положения, направленные исключительно на охрану интересов детей при определении применимого права. Так, например, при решении вопроса о взыскании алиментов на ребенка, если эти отношения не урегулированы международным договором, применяется законодательство государства, гражданином которого является ребенок (ст. 164 СК). Под особой охраной находятся интересы ребенка при так называемом международном усыновлении (ст. 165 СК).

Разумеется, возможности действующего семейного законодательства по охране и защите интересов несовершеннолетних еще далеко не исчерпаны; многие острейшие проблемы требуют четкого, однозначного, в некоторых случаях – безотлагательного законодательного решения, о чем будет более подробно говориться в дальнейшем. Однако в целом в рассматриваемом аспекте СК можно признать качественным законодательным актом.

Целая система норм ювенального права содержится в ТК. Практически все нормы, в той или иной мере касающиеся регламентации, охраны и защиты прав несовершеннолетних работников и работодателей, можно характеризовать как специальные охранительные нормы. Охрана и защита трудовых прав и интересов несовершеннолетних участников трудовых правоотношений, прежде всего работников, осуществляются в трех направлениях.

Во-первых, в основополагающих нормах-принципах, в частности в ст. 3 ТК, устанавливающей на основе общепризнанных норм и принципов международного права, например Конвенции о защите прав человека и основных свобод[1], а также на основе ст. 19 Конституции, правила о недопустимости дискриминации в области трудовых прав и свобод в зависимости от пола, расы, цвета кожи, происхождения, семейного, социального и должностного положения и т.п., в том числе в зависимости от возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, к числу которых как раз и относятся несовершеннолетние работники.

Во-вторых – и это прямо вытекает из смысла ст. 3 ТК,– в нем устанавливаются специальные нормы, прямо предназначенные для охраны интересов именно несовершеннолетних, для обеспечения их нормального физического, психического и нравственного развития. К числу специальных охранительных норм, образующих систему трудового ювенального законодательства, относятся нормы о возрасте, с которого несовершеннолетние могут вступать в трудовые правоотношения (ст. 20, 63), об обязательных предварительном (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотрах (обследованиях) несовершеннолетних до достижения 18 лет (ст. 69), о недопущении испытания при приеме на работу (ст. 70), о продолжительности ежедневной работы (смены) (ст. 94), об ограничении работ в ночное время, о недопущении привлечения к сверхурочным работам, к работам в выходные и праздничные дни, о размере и порядке предоставления очередного отпуска и др. (ст. 96, 99, 126, 242, 244, а также гл. 42 ТК, специально предназначенная для регулирования труда несовершеннолетних).

Третьим направлением охраны здоровья несовершеннолетних, обеспечения их нормального развития являются нормы, устанавливающие особенности регулирования труда беременных женщин, матерей, а также других граждан, имеющих детей и осуществляющих их воспитание. В таких нормах (к примеру, содержащихся в гл. 45 ТК) как нельзя более четко проявляется действие принципа государственной поддержки и защиты материнства, отцовства и детства.

В аспекте социальной защиты детского и подросткового населения России необходимо охарактеризовать так называемое социальное законодательство, которое включает в себя законодательство о социальной защите отдельных групп населения, о пенсионном обеспечении[2], о социальном страховании[3], о прожиточном минимуме[4], о потребительской корзине[5], о материнском (семейном) капитале[6] и т.п. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, призванных обеспечить социальную защищенность населения, по традиции принято выделять в самостоятельную отрасль права, именуемую правом социального обеспечения. Характеризуя нормы ювенального права, относящиеся по своей отраслевой принадлежности к праву социального обеспечения, необходимо отметить те же подходы к правовому регулированию данной сферы отношений с участием несовершеннолетних, какие мы отмечали при характеристике трудового законодательства.

В первую группу норм ювенального законодательства данной отрасли включаются как регулятивные, так и охранительные нормы, регламентирующие отношения в сфере социального обеспечения с участием несовершеннолетних. К их числу относятся нормы, содержащиеся в пенсионном законодательстве, в соответствии с которыми детям-инвалидам, которым группа инвалидности не устанавливается и пенсия не назначается, производятся ежемесячные выплаты, а несовершеннолетним, потерявшим кормильца, в соответствии с законодательством о государственном пенсионном обеспечении и о трудовых пенсиях назначается пенсия до достижения ими возраста 18 лет, а при продолжении образования по очной форме обучения – на весь период обучения, но не долее, чем до 23 лет.

Другую группу норм, регулирующих отношения с участием несовершеннолетних опосредованно, образуют нормы, предназначенные для регулирования отношений, в которых правообладателями являются не сами несовершеннолетние, а взрослые лица, однако и эти нормы в конечном счете предназначены для создания условий, обеспечивающих выживание и нормальное внутриутробное развитие ребенка, уход за ним, его воспитание. Речь идет, во-первых, о пенсионном обеспечении в связи с потерей кормильца супруга умершего, одного из родителей или другого члена семьи, независимо от его возраста и трудоспособности, который занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками погибшего (умершего), не достигшими возраста 14 лет, и не работает. Во-вторых, Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

К числу норм ювенального права относятся также нормы публичных отраслей права, содержащихся в ГПК. В частности, в ст. 37 ГПК определен объем процессуальной дееспособности малолетних и несовершеннолетних лиц, под которой понимается обеспечиваемая гражданским процессуальным законом возможность лица самостоятельно защищать в суде свои права и законные интересы, а также выполнять свои процессуальные обязанности. В данном Законе предусмотрен целый ряд процессуальных гарантий для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, о чем будет сказано в дальнейшем. Они касаются подведомственности и подсудности различных категорий дел с их участием, обращения ряда решений суда к немедленному исполнению, особенностей рассмотрения некоторых дел, непосредственно касающихся несовершеннолетних (гл. 29, 31), и др.

К числу источников ювенального права безусловно следует отнести КоАП, в котором установлены подведомственность дел об административных правонарушениях, как совершенных в отношении несовершеннолетних, так и самими несовершеннолетними, специальным органам: комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемым в субъектах РФ и обладающим широкими правами; гарантии соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей; а также специальные процессуальные гарантии в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

В УК охрана прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется как непосредственно, так и опосредованно, через охрану жизни и здоровья взрослых лиц. Опосредованная охрана интересов ребенка, как в период его внутриутробного развития, так и после рождения, осуществляется путем запретов при назначении наказания за совершение преступления. Так, в соответствии со ст. 51 УК беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, не назначаются обязательные и исправительные работы; им не может быть назначен также арест (ст. 54), пожизненное лишение свободы (ст. 57); женщинам не назначается смертная казнь (ст. 59 УК). В соответствии с п. "в", "г" ч. 1 ст. 61 УК беременность женщины и наличие у виновного лица малолетних детей являются смягчающими обстоятельствами.

Опосредованная охрана интересов несовершеннолетних осуществляется также путем установления уголовной ответственности за посягательство на жизнь, здоровье, свободу, честь, достоинство и половую неприкосновенность как самого несовершеннолетнего, так и женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. "г" ч. 2 ст. 105, п. "г" ч. 2 ст. 112, п. "в" ч. 2 ст. 117, п. "е" ч. 2 ст. 126, п. "е" ч. 2 ст. 127, п. "и" ч. 2 ст. 127.1 УК и др.).

Аналогичные нормы закреплены в УК с целью установления механизма защиты права на жизнь, здоровье, защиты свободы, чести, достоинства и половой неприкосновенности непосредственно самих несовершеннолетних. Если же несовершеннолетний оказался субъектом преступления, то действующее уголовное законодательство исходит из того, что основной целью наказания для него являются его исправление и реинтеграция в обычную среду обитания. С учетом особенностей личности несовершеннолетнего в гл. 14 УК содержатся нормы, предусматривающие уголовную ответственность несовершеннолетних, о чем будет сказано в последующих главах. Здесь уместно отметить два важных момента: во-первых, имеются все основания утверждать, что в действующем уголовном и уголовно процессуальном праве, несмотря на преобладающую роль карающего правосудия, все-таки имеются элементы восстановительного правосудия, а потому ювенальная юстиция постепенно пробивает себе дорогу в российском обществе, как и во всем цивилизованном мире. Во-вторых, нормы, содержащиеся в специально выделенной гл. 20 УК "Преступления против семьи и несовершеннолетних", а также нормы о преступлениях против личности, в которых посягательства на личные нематериальные блага несовершеннолетнего являются квалифицирующими признаками составов соответствующих преступлений, свидетельствуют о том, что в области уголовно-правовой охраны и защиты прав детей Российская Федерация заметно активизирует свою деятельность по реализации Конвенции о правах ребенка.

К числу источников ювенального права относится также УИК, целями которого, как указано в его ст. 1, являются: исправление осужденного, предупреждение совершения преступлений как самим осужденным, так и другими лицами. Понятно, что на несовершеннолетних, отбывающих наказания, как связанные, так и не связанные с изоляцией от общества, распространяется действие таких принципов уголовноисполнительного законодательства, как принцип законности, гуманизма (что особенно важно для несовершеннолетних), демократизма, равенства всех осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8). Полностью распространяются на них также нормы, содержащиеся в гл. 2 и регламентирующие правовое положение осужденных, их права и обязанности в период исполнения наказаний.

В то же время целый ряд норм, закрепленных в УИК, специально посвящены вопросам отбывания наказания несовершеннолетними. К их числу относятся: нормы о раздельном содержании взрослых и несовершеннолетних в арестных домах (ст. 69), во время доставления к месту отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 79), возможность краткосрочного свидания с выходом за пределы воспитательной колонии (ч. 3 ст. 89), повышенный по сравнению со взрослыми размер жилой площади на каждого осужденного до 3 кв. м (ст. 99), ежегодные оплачиваемые отпуска большей продолжительности, чем у взрослых, осужденных к лишению свободы, а именно 18 рабочих дней (ст. 106), ограниченный размер денежных средств, которые могут быть удержаны с их лицевых счетов (50% по сравнению с 75% у взрослых) (ст. 107), и др. Кроме того, в гл. 17 УИК детально регламентируется порядок отбывания несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы в воспитательной колонии с обычными, облегченными, льготными и строгими условиями.

Что касается норм ювенального права, содержащихся в УПК, то в самом общем виде их можно охарактеризовать следующим образом: во-первых, в отличие от прежнего УПК РСФСР, даже с многочисленными изменениями и дополнениями, в нем содержится значительно больше процессуальных гарантий в отношении несовершеннолетнего субъекта преступления. Достаточно отметить хотя бы тот весьма значимый факт, что в нем выделена специальная гл. 50 "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних", в которой систематизированы все особенности производства по таким делам на всех стадиях уголовного процесса, от возбуждения уголовного дела до исполнения приговора. Во-вторых, в нем учтены особенности личности несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, что нашло отражение в нормах, устанавливающих порядок проведения отдельных следственных действий и судебного рассмотрения.

К числу межотраслевого законодательства, содержащего нормы ювенального права, относятся, в частности:

– Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Φ3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В нем содержится, во-первых, специальная норма, предусматривающая комплекс мер по охране здоровья несовершеннолетних (ч. 1 ст. 54); во-вторых, предусмотрено исключение из общего правила о врачебной тайне при обращении пациента за медицинской помощью, поскольку медицинское учреждение обязано сообщить об этом законным представителям несовершеннолетнего пациента (п. 4 ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 2 ст. 54);

– Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании". Понятно, что все нормы, касающиеся дошкольного, школьного, а также в значительной мере – начального, среднего, довузовского, в некоторой степени – высшего профессионального, а также дополнительного образования, относятся к числу норм, входящих в систему ювенального законодательства;

– ЖК. В частности, нормы ювенального права содержатся в ст. 31 и 69, в которых дети собственника и нанимателя жилого помещения названы в числе членов семьи, для которых установлены особые гарантии охраны их жилищных прав как членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями некоторых категорий несовершеннолетних;

– Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Судя по названию данного Закона, его можно было бы включить в систему специализированного ювенального законодательства, однако этого не позволяет его ОГЛАВЛЕНИЕ, так как предусмотренные в нем дополнительные гарантии по социальной поддержке распространяются также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нем содержится немало норм различных отраслей права, в которых закреплены дополнительные гарантии в области реализации права на труд, права на образование, на материальное обеспечение, на жилище, а также меры по защите их личных неимущественных и имущественных прав;

– Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", на основе которого внесены изменения в СК, прямо касающиеся несовершеннолетних, а также принят ряд подзаконных нормативных правовых актов в виде Правил, связанных с осуществлением опеки и попечительства прежде всего над несовершеннолетними, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 и от 19.05.2009 № 432. Хотя отношение к данному Закону российской общественности весьма неоднозначно именно с позиций защиты интересов несовершеннолетних, однако необходимо признать, что основной целью его принятия было упорядочение правового регулирования опеки и попечительства прежде всего в отношении данной категории подопечных.

Особая роль в системе ювенального законодательства в современном мировом сообществе, озабоченном положением детей, должна принадлежать специальному, предпочтительно кодифицированному, ювенальному законодательству в его собственном значении, т.е. законодательству, специально посвященному положению несовершеннолетних в обществе и государстве. Как уже отмечалось, некоторые государства, в частности Китайская Народная Республика, пошли по пути конституционного закрепления правового статуса ребенка; другие страны выстроили систему норм ювенального права на самом высоком уровне систематизации законодательства – на уровне его кодификации, приняв ювенальные кодексы.

В Российской Федерации такое законодательство только еще начинает складываться. Чрезвычайно важными для регламентации правового статуса личности несовершеннолетнего являются нормы, содержащиеся в законах РФ и субъектов РФ, которые сами по себе никаких его прав не регламентируют, однако образуют систему обеспечительного законодательства, устанавливающего механизм реализации и защиты прав несовершеннолетних, закрепленных в других законах. К числу подобного рода обеспечительных законов относится прежде всего Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и принятые на его основе законы субъектов РФ. Названный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации. Цели данного Закона и надежды, связанные с его принятием, нашли отражение в его преамбуле, в которой говорится следующее: "Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности".

В ст. 4 Закона, как уже отмечалось, сформулированы цели и принципы государственной политики в отношении детей.

В ст. 5 Закона разграничены полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере осуществления основных гарантий прав ребенка.

К полномочиям органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

– установление основ федеральной политики в интересах детей;

– выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

– формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

– установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

– исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

Крупным достижением в области законотворческой деятельности современной России и несомненным достоинством данного Закона является наличие четкой системы гарантий его исполнения, чем может похвастать далеко не всякий закон. Так, в ст. 21 указаны конкретные источники финансирования предусмотренных в нем мероприятий. Финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Важной гарантией исполнения данного Закона является разработка ежегодного национального доклада о положении детей в России. В соответствии со ст. 22 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти РФ объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации представляется Правительством РФ палатам Федерального Собрания РФ. Структура государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, требования к содержанию его разделов, системе используемых в нем показателей, порядок разработки, распространения, в том числе опубликования, предоставления для общественного обсуждения путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на разработку данного доклада, в сети "Интернет" и представления результатов общественного обсуждения в Правительство РФ определяются Правительством РФ.

Наконец, в ст. 23 Закона предусмотрены гарантии его исполнения, так сказать, в собственном, узком смысле. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

Важная роль в системе специализированного ювенального законодательства несомненно принадлежит Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Данный Закон, как отмечено в его преамбуле, "...в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии со ст. 1 Закона профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Бесспорно, что данный Закон содержит преимущественно нормы административного права, поскольку регулирует отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов публичной власти с участием несовершеннолетних и других указанных в нем лиц с помощью метода субординации, способами предписаний и запретов. Может сложиться впечатление, что он не должен включаться в систему ювенального законодательства, поскольку несовершеннолетние являются скорее "объектами" жесткого правового воздействия, чем управомоченными лицами, права которых охраняются и защищаются с помощью особых охранительных мер.

Однако такое впечатление было бы ложным. Дело в том, что в ст. 8 Закона предусмотрен комплекс прав несовершеннолетних и иных лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в указанных органах и учреждениях. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, международными договорами РФ, данным Законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Кроме того, в ст. 8 Закона перечислены особые права несовершеннолетних, подвергающихся воздействию органов публичной власти, а также целая система гарантий их реализации и защиты (подробнее об этом см. гл. 14).

С 1 сентября 2012 г. действует Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Φ3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Представляется бесспорным, что данный Закон входит в систему специализированного (ювенального) законодательства. Несомненно, ему принадлежит важная роль в обеспечении личной безопасности несовершеннолетних, их жизни, здоровья, а также физического, психического, духовного и нравственного развития.

В нем содержится понятие информационной безопасности детей, под которой понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (п. 4 ст. 2).

В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, признается информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с данным Законом.

Закон, таким образом, не исключает возможность содержания опасной информации в информационной продукции для детей, которой считается информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей (п. 6 ст. 2). Соответствующие запреты и ограничения основаны на классификации информационной продукции, под которой понимается распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном ст. 6 данного Закона. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона к числу информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится прежде всего информация, запрещенная для распространения среди детей.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера, под которой понимается информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (п. 8 ст. 2).

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Классификация информационной продукции, за исключением полностью запрещенной, осуществляется по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций) до начала ее оборота на территории РФ.

В ст. 4 Закона содержатся положения о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;

3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной Законом;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

Закон содержит требования к обороту информационной продукции для детей, в частности, необходимость помещения знака информации продукции, соответствующего возрастной категории, для которой информация допускается к распространению. До начала зрелищных или иных мероприятий, связанных с распространением информации, должно быть объявлено о недопустимости участия в них детей тех возрастных категорий, для которых данная информация не предназначена.

Глава 6 Закона предусматривает ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Таким образом, в данном Законе содержится конкретный и четко выстроенный механизм такой защиты.

Что касается самой Национальной стратегии, то ее ключевые принципы сформулированы следующим образом:

"В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости – приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

...В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

... В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

... В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровье сберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

... В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

... В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

... В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

... В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей".

Национальная стратегия призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Национальная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012– 2015 гг., которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Участие в реализации положений названной Стратегии Совета Европы, актуальных международных договоров в сфере обеспечения и защиты прав детей и совершенствование российского законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права позволят гармонизировать деятельность России по защите прав и интересов детей с деятельностью мирового сообщества, будут способствовать распространению на территории РФ положительного опыта европейских стран и продвижению инновационного российского опыта на мировую арену, защите прав и интересов российских детей в любой точке земного шара.

Национальная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами. Координирующим органом является образуемый при Президенте РФ координационный совет (см. Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1274). Неотъемлемой частью Национальной стратегии являются принятые в ее развитие субъектами РФ стратегии (программы) действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному региону проблем детства.

Для достижения поставленных в Национальной стратегии целей следует сформировать консолидированный бюджет в интересах детей.

Национальную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012–2014 гг. и второй в 2015–2017 гг.

Для успешной реализации Национальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на Правительство РФ и Росстат.

На основе постоянного мониторинга реализации Национальной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов должны осуществлять Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований с привлечением общественности. В качестве инструмента финансового контроля следует использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий, их соответствия поставленным целям.

Механизмом контроля за ходом реализации Национальной стратегии являются ежегодные аналитические доклады образуемого при Президенте РФ координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.

Названными законами и подзаконными нормативными правовыми актами система источников ювенального права далеко не исчерпана. При рассмотрении содержания и особенностей реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни российского общества будет упомянуто и проанализировано немало других актов, содержащих нормы ювенального права.

С учетом изложенного ювенальное законодательство можно определить как систему специальных законов и подзаконных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних, т.е. физических лиц в возрасте до 18 лет, с учетом специфики, обусловленной их возрастом.

Как очевидно из всего вышеизложенного, в настоящее время система ювенального законодательства формируется довольно активно. Следовательно, в будущем имеется вполне реальная перспектива объединения норм ювенального права в самостоятельную отрасль законодательства.