Система комплектования Вооруженных Сил РФ, иных органов, войск и воинских формирований

Общие правила комплектования Вооруженных Сил РФ осуществляются на основе Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о порядке прохождения военной службы. Комплектование личным составом осуществляется с учетом особенностей выполняемых федеральным органом исполнительной власти задач и функций.

Под комплектованием понимается установленная государством и регулируемая законодательными актами система обеспечения потребности соответствующей организации в личном составе, а также в оружии, военной и специальной технике и материальных средствах. В данной теме под комплектованием будет пониматься только комплектование органа власти личным составом.

В исторической литературе выделяют несколько видов комплектования войск.

Наемные армии – это войска, состоявшие из профессиональных воинов, нанимавшихся государствами, городами, отдельными феодалами. Они существовали с древности, в XV–XVIII вв. это была основа вооруженных сил в Западной Европе.

Ополчение – категория военнообязанных в России в 1874–1917 г. (не служившие на действительной службе и старше возраста запасников), призывавшихся в военное время для выполнения вспомогательных задач.

Вербовка – наем людей на военную службу. В России применялся ограниченно до XVIII в. Во многих капиталистических государствах вооруженные силы комплектуются полностью или частично по найму.

Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии в XVII–XIX вв. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное число рекрутов. В 1874 г. заменена воинской повинностью. Термин "рекрут" заменен словом "новобранец".

Воинская повинность (обязанность) – установленная законом обязанность населения нести военную службу в вооруженных силах своей страны.

В России воинская повинность сначала осуществлялась в форме ополчений, с 1705 г. – рекрутской повинности, с 1874 г. – всеобщей воинской повинности, а с 1924 г. по настоящее время – в форме воинской обязанности.

Цель комплектования – обеспечить военную организацию государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на военную службу на контрактной основе, в количестве, необходимом для укомплектования вакантных должностей, замещаемых солдатами, сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами.

В настоящее время задачами комплектования военной организации государства личным составом являются:

– в мирное время – пополнение воинских частей (кораблей), соединений, учреждений и заведений личным составом до установленных штатами норм и накопление военно-обученного запаса (резерва) личного состава;

– в военное время – восполнение потерь и обеспечение людскими ресурсами новых воинских формирований.

В соответствии с требованиями Федерального закона "Об обороне" комплектование Вооруженных Сил РФ личным составом осуществляется в соответствии с законодательством РФ военнослужащими путем:

– призыва граждан Российской Федерации на военную службу но экстерриториальному принципу;

– добровольного поступления граждан (иностранных граждан) на военную службу.

Частью 3 ст. 17 указанного Закона предусмотрено, что комплектование других войск, воинских формирований и органов осуществляется на принципах и в порядке, которые установлены для Вооруженных Сил РФ.

Система комплектования военной организации государства военнослужащими – это ее внутренняя структура, совокупность элементов, определяющих основные признаки, в соответствии с которыми производится поступление граждан (военнослужащих) на военную службу и состояние граждан в запасе.

Основными элементами системы комплектования являются:

– источники комплектования;

– требования, предъявляемые к лицам, поступающим на военную службу по контракту;

– способы комплектования;

– принципы комплектования;

– особенности подготовки офицеров, прапорщиков, старшин и сержантов.

Рассмотрим каждый элемент в отдельности.

1. Под источником комплектования военнослужащими подразумевают граждан, которые призываются или поступают на военную службу с соблюдением установленных законом требований: возраст, состояние здоровья, отношение к гражданству, профессионально-психологическая подготовка и др. Данные требования устанавливаются федеральным законодательством и конкретизируются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Различают следующие виды источников комплектования:

а) граждане, достигшие возраста 18 лет и призываемые на военную службу;

б) граждане, достигшие возраста 18 лет и поступающие на военную службу по контракту;

в) граждане, поступающие в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

г) граждане, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования и поступающие на военную службу по призыву и по контракту на должности офицерского состава.

2. Требования, предъявляемые к лицам, поступающим на военную службу, закреплены в нормах действующего законодательства и делятся на общие (предъявляемые ко всем гражданам, поступающим на военную службу) и специальные (предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу в отдельные федеральные органы исполнительной власти). Общие требования закреплены в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", специальные – в Федеральных законах "О федеральной службе безопасности", "О внешней разведке", "О государственной охране" и др.

К общим требованиям относятся:

а) владение государственным языком Российской Федерации;

б) возраст: призыв осуществляется в возрасте от 18 до 27 лет, первый контракт заключается в возрасте от 18 до 40 лет (с высококвалифицированными специалистами в отдельных органах власти – до 65 лет);

в) медицинские требования;

г) прохождение мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

д) уровень профессиональной подготовки и образования.

Особый характер военной службы в иных федеральных органах исполнительной власти подразумевает и наличие специальных требований к лицам, поступающим на военную службу.

Например, для органов федеральной службы безопасности специальными требованиями являются:

а) наличие гражданства Российской Федерации – на основании ст. 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства;

б) способность по своим личным и профессиональным качествам исполнять возложенные на него обязанности;

в) соответствие гражданина квалификационным требования к профессиональным знаниям и навыкам.

г) необходимость согласия для прохождения проверки, в целях определения пригодности гражданина к службе в органах федеральной службы безопасности;

3. Способ комплектования – это установленный законом порядок определения граждан на военную службу.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" применяются два способа комплектования личным составом: добровольное поступление граждан на военную службу и обязательный воинский призыв.

4. Принципы комплектования, как и другие элементы системы комплектования, характеризуют порядок достижения главной цели комплектования – обеспечить потребность вооруженных формирований в личном составе. Удовлетворение потребностей армии в личном составе осуществляется в том числе принадлежностью источника комплектования к определенной территории. На этом основании выделяют следующие принципы комплектования: территориальный, экстерриториальный, смешанный.

Законодательство РФ указывает на то, что комплектование Вооруженных Сил РФ военнослужащими осуществляется на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу. Принцип комплектования для граждан, поступающих на военную службу по контракту, законодательством не указывается.

5. Особенности подготовки офицеров, прапорщиков, старшин и сержантов как элемент системы комплектования – это процесс обучения командного состава различных категорий порядку и способам руководства личным составом. Подготовка прапорщиков (мичманов) осуществляется в военных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в которые зачисляются граждане, желающие проходить военную службу по контракту и прошедшие установленные испытания. Воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается военнослужащему, успешно завершившему обучение в данном учебном учреждении по установленной программе подготовки и назначенного на должность прапорщика (мичмана).

Подготовка офицеров осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Присвоение воинского звания лейтенанта осуществляется после окончания военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Гражданам, окончившим образовательные учреждения высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается одновременно с назначением на воинскую должность офицера.

На основании рассмотренных вопросов можно сделать следующие выводы.

1. Комплектование военной организации государства – это установленная государством и регулируемая нормами военного права система пополнения Вооруженных Сил РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, подготовленным в военном отношении личным составом в мирное и военной время.

2. Система комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, – это ее внутренняя структура, совокупность элементов, определяющих основные признаки, в соответствии с которыми производится поступление граждан (военнослужащих) на военную службу по контракту.

3. К основным элементам системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе относятся источники комплектования; требования, предъявляемые к лицам, поступающим на военную службу но контракту; принципы комплектования; способы комплектования; особенности подготовки офицеров и прапорщиков.