Система и компетенция органов государственного управления специальными службами

Президент РФ осуществляет общее руководство органами всех специальных служб, определяет им задачи, утверждает Положения о них, контролирует и координирует деятельность этих органов, назначает на должности и освобождает от должности руководителей всех специальных служб.

Правительство РФ призвано всесторонне обеспечивать реализацию федеральных законов и актов Президента РФ по всем вопросам организации и деятельности специальных служб.

Служба внешней разведки (СВР России) является центральным федеральным органом исполнительной власти, призванным реализовывать государственную политику в сфере внешней разведки. При этом Служба внешней разведки координирует свою деятельность с ФСБ России, Главным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, другими спецслужбами и федеральными органами исполнительной власти.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставляются следующие полномочия: установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны; заключение с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности; обеспечение безопасности российских учреждений за границей и граждан, обладающих государственной тайной; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в установленном законом порядке; обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз, и некоторые другие функции и полномочия (ст. 6 Федерального закона "О внешней разведке").

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, высшим федеральным органам государственной власти по принадлежности и определяемым ими государственным органам. При этом руководители органов внешней разведки несут ответственность за достоверность, объективность, своевременность предоставления ими разведывательной информации, а получившие ее лица несут ответственность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники приобретения указанной информации.

В кадровый состав органов внешней разведки входят военнослужащие и служащие, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Сотрудники кадрового состава для выполнения своих функциональных обязанностей могут без расшифровки их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в министерствах, ведомствах, в учреждениях, предприятиях и организациях.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки. Сведения об этих лицах составляют государственную тайну, и доступ к этим сведениям имеют только уполномоченные на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки.

Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к депутатам, судьям и прокурорам всех уровней. Прокурорский надзор за исполнением законов органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором РФ и специально уполномоченными им прокурорами. При этом оперативные данные о содержании разведывательных материалов и источниках их получения не являются предметом прокурорского надзора.

Федеральная служба безопасности (ФСБ России) в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" и Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 "Вопросы

Федеральной службы безопасности Российской Федерации" представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющих решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ, к которой относятся:

– собственно ФСБ России, имеющая в своем составе службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

– управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

– управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

– управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);

– другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности).

В распоряжении ФСБ России имеются авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Согласно ст. 9 указанного Закона органы ФСБ России осуществляют контрразведывательную деятельность посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

При проведении контрразведывательных мероприятий, могут ограничиваться права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, что допускается только на основании постановления судьи и в порядке, предусмотренном законодательством РФ по решению (постановлению) судьи.

В пределах своих полномочий федеральная служба безопасности осуществляет обеспечение информационной безопасности: при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств; при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации, в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.

Полномочиями ФСБ России в сфере пограничной деятельности являются: защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения, прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ.

Органы безопасности в войсках обязаны: выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; осуществлять во взаимодействии с другими органами федеральной службы безопасности и органами внешней разведки разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и реализации информации об угрозах безопасности РФ, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организации иностранных государств; проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности.

ФСБ России во взаимодействии с другими силовыми структурами в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" решает задачи противодействия экстремистской деятельности путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв ее безопасности, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение расовой, национальной, религиозной, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию и тому подобное, вплоть до осуществления террористической деятельности.

Руководство деятельностью ФСБ России осуществляет Президент РФ.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) – федеральный орган государственной охраны, обеспечивающий в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране (объекты государственной охраны) в соответствии со ст. 6–11 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране". ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности РФ.

Основными задачами и функциями ФСО России являются: обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда; защита охраняемых объектов; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам; участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности РФ, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществление государственной политики в области правовой информатизации РФ и координация работ, производимых в этой сфере; информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях; обеспечение собственной безопасности.

ФСО России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Заместители директора ФСО России и командир Президентского полка также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению директора ФСО России.

Структура федеральных органов Службы охраны состоит из:

– ФСО России, имеющей в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах РФ, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

– управлений специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центров специальной связи и информации ФСО России;

– подразделений связи специального назначения ФСО России;

– образовательных, научно-исследовательских и иные организаций, подведомственных ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

В ФСО России предусмотрена военная служба и федеральная государственная гражданская служба.

Организация деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, возложена Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 на Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент РФ.

Составной частью сил и средств обеспечения безопасности РФ является и Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России), которая действует на основе Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи" в интересах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в целях зашиты государственных интересов РФ, основными задачами которой является доставка в административные центры РФ и обратно отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отравлений Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания, органов военного управления, в том числе Минобороны России, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Главных штабов видов Вооруженных Сил РФ, штабов родов войск; военных округов, флотов, пограничных округов, округов внутренних войск МВД России, администраций промышленных и военных объектов, имеющих важное государственное значение, по решениям Правительства РФ.

В единую систему органов федеральной фельдъегерской связи входят: ГФС России; территориальные органы – управления ГФС России по федеральным округам, управления, отделы и отделения ГФС России в столицах и административных центрах субъектов РФ, городах федерального значения, а также в городах Сочи и Минеральные Воды; структурные подразделения территориальных органов – отделы и отделения ГФС России в других городах, а также на промышленных и военных объектах, имеющих особо важное государственное значение. ГФС России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ.

ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, таких как обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту; создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту; осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях, а также иные полномочия в указанной сфере деятельности.

Протоколы об административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ имеют право составлять:

– должностные лица СВР России, ее территориальных органов – об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.49 (в части продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, предназначенной для эксплуатации в загранучреждениях РФ, процессов проектирования (включая изыскания), производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции), ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 и 15 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ;

– должностные лица ФСБ России, ее территориальных органов – об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.19 (в отношении органов безопасности, в которых осуществляют надзорные функции в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок), ч. 5 ст. 13.12, ч. 1 ст. 14.20, ст. 14.49 (в части продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции), ч. 4 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 и 15 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 20.27 КоАП РФ;

– должностные лица ФСО России – об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 20.17, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 13.12, ст. 14.49 (в части продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции), ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 и 15 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Согласно ст. 23.62 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают:

– руководитель и его заместители Росфинмониторинга – об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1–3 ст. 15.27 КоАП РФ;

– руководители пограничных органов – об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.16-8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст." 8.37, ст. 8.38, 18.1-18.7, 18.14,4. 2. ст. 19.4 КоАП РФ;

– руководители и их заместитель СВР, ФСБ России – об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ.

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ согласно ст. 23.63 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.4, 10.5 и ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ.