Система информационной и интеллектуальной поддержки разработки и реализации управленческих решений

Современные информационные системы интеллектуальной поддержки процессов разработки и реализации управленческих решений (системы поддержки принятия решений, СШР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производиться выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.

Система поддержки (процессов) принятия решений (Decision Support System, DSS) - это компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь лицам, принимающим решение в сложных условиях, для полного и объективного анализа предметной деятельности.

Ранние определения СППР (в начале 70-х гг. прошлого века) отражали следующие три момента: 1) возможность оперировать с неструктурированными или слабоструктурированными задачами в отличие от задач, с которыми имеет дело исследование операций; 2) интерактивные автоматизированные (т.е. реализованные на базе компьютера) системы; 3) разделение данных и моделей. Последнее определение не отражает участия компьютера в создании СППР, вопросы возможности включения нормативных моделей в состав СППР и др.

В настоящее время нет общепринятого определения СППР, поскольку ее конструкция существенно зависит от вида задач, для решения которых она разрабатывается, от доступных данных, информации и знаний, а также от пользователей системы. Можно привести тем не менее некоторые элементы и характеристики, общепризнанные, как части СППР:

СППР - это "совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей".

СППР - это "интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабоструктурированных проблем".

СППР - это "система, которая обеспечивает пользователям доступ к данным и (или) моделям, так что они могут принимать лучшие решения".

Рассматривая процессы принятия решений, можно выделить информационную, модельную и экспертную поддержки принимаемых решений, реализуемых в СППР, которые представляют собой информационные системы, предназначенные для решения неструктурированных задач и генерирования альтернативных решений (рис. 14.1).

Рассматривая процессы поддержки решений в информационных системах (ИС), мы видим, что информационная поддержка решений основана на информационных системах управления (ИСУ) и системах автоматизации офиса (СЛО). Модельная поддержка решении строится на базе СППР а экспертная - на базе экспертных систем (рис. 14.2).

Рис. 14.1. Место СППР среди ИС

Анализируя выше приведенные определения, мы видим, что СППР принципиально отличается от традиционных систем аналогичного назначения тем, что она ориентирована на конкретного пользователя, на его знания, опыт и интуицию, его систему ценностей.

Рис. 14.2. Разновидности ИС

В основу СППР положено признание того факта, что процесс принятия решений носит субъективный характер. По существу, это означает, что пользователь является полностью самостоятельным и действует на основании своих собственных знаний, опыта и интуиции. Естественно, что при этом не исключено привлечение любых экспертов и консультантов по его усмотрению. Таким образом, система СППР помогает пользователю найти решения, которые именно ему представляются наилучшими, но которые без ее помощи было бы трудно или даже невозможно отыскать из-за очень большой сложности решаемой задачи.

Современные СППР являются результатом мультидисциплинарного исследования и включают теории:

- баз данных (Data Base, DB) и баз знаний (Data Knowledge, DK);

- искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI);

- интерактивных компьютерных систем;

- методов имитационного моделирования и др. СППР возникли в результате слияния управленческих

информационных систем и систем управления базами данных. Современные системы используют следующие информационные технологии:

- хранилища данных (Data Warehouse, DW);

- средства оперативной (в реальном масштабе времени) аналитической обработки информации (On-Line Analytical Processing, OLAP);

- средства извлечения данных - (Data Mining, DM), текстов (Text Mining, TM) и визуальных образов (Image Mining, IM).

Еще одна принципиальная особенность современных СППР связана с тем, что в настоящее время математические методы не позволяют осуществлять оптимизацию и ранжирование непосредственно на основе полной совокупности критериев и требуют предварительного сведения ее к единой числовой оценке (свертка). Различных формальных способов свертки достаточно много, и то, какой из них будет выбран, может существенно (а порой и нежелательно) повлиять на результаты оптимизации и ранжирования. Кроме того, свертка совокупности критериев в один обедняет процесс принятия решений в содержательном и информационном плане. Необходимо иметь в виду, что пользователь, будучи весьма компетентным в своей области, вовсе не должен разбираться в том, какие алгоритмы свертки использованы в системе поддержки решений. А это значит, что решения, принятые разработчиком в процессе создания системы, могут оказывать на выбор альтернатив влияние, не контролируемое пользователем. Этот принципиальный недостаток традиционных систем поддержки решений, опирающихся на формальные методы свертки, в современной СППР сведен к минимуму. Достигается это за счет того, что пользователь в диалоге с такой системой сопоставляет между собой возможные значения совокупностей показателей, в соответствии с которыми он хочет принимать решения, и определяет их относительные предпочтительности. В результате таких сопоставлений в системе формируется функция предпочтений пользователя (ФП), на основе которой в дальнейшем выполняются операции оптимизации и ранжирования. Таким образом, формальная свертка критериев заменяется неформальной процедурой выявления предпочтений, результаты которой не зависят от разработчика и отражают индивидуальный подход пользователя к задаче.