Система государственно-правового регулирования

Механизм государства исполняет возложенные на него задачи посредством специальных организационно-правовых форм (законодательной, правоисполнительной, правоприменительной, правоохранительной, контрольнонадзорной и др.) и свойственных государству методов осуществления государственных функций. Вместе с системой права они представляют собой систему государственно-правового регулирования, обеспечивающую функционирование механизма государства.

Существуют две основные классификации форм осуществления функций государства.

Первая классификация подразделяет формы осуществления государственных функций на следующие формы:

– законодательная деятельность;

– исполнительная деятельность;

– судебная деятельность;

– контрольно-надзорная деятельность.

Вторая классификация подразделяет формы осуществления государственных функций на:

– правовые формы;

– организационные (неправовые) формы.

Различие между правовыми и неправовыми (организационными) формами состоит в том, что правовые формы связаны с изданием нормативных правовых актов, а организационные не связаны.

К правовым формам осуществления функций государства относятся:

– правотворческая деятельность, которая реализуется посредством принятия, изменения или отмены норм права;

– правоприменительная деятельность, связанная с деятельностью по исполнению требований норм права посредством принятия правоприменительных актов. В свою очередь, в правоприменительной деятельности различаются две разновидности – оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность.

К организационным (неправовым) формам относятся:

– организационно-регламентирующая деятельность (создание госорганов, подбор кадров госслужащих, подготовка проектов нормативных актов и т.д.);

– организационно-хозяйственная (в том числе, административная) деятельность (организация работы госорганов, экономическое обоснование решений госорганов, статистика, организация материально-технического снабжения и др.);

– организационно-идеологическая деятельность (формирование общественного мнения, разъяснение государственных решений и издаваемых законов, воспитательная работа). Здесь активно используются средства массовой коммуникации.

В реализации функций государства широкое применение имеют такие методы, как убеждение и принуждение, а также материальное стимулирование (премирование, льготное кредитование, предоставление налоговых льгот и др.).

Объектом государственно-правового регулирования выступают общественные отношения во всей их совокупности, т.е. жизнедеятельность общества, социальная сфера, которая включает три компонента:

– люди, без которых невозможны какие-либо общественные отношения;

– собственно общественные отношения (социальные связи, взаимозависимости, разграничения);

– поведение людей.

Предметом государственно-правового регулирования является та или иная сфера общественных отношений (политическая, экономическая, социальная, культурная и т.д.).

Ничем не заменимая роль в государственно-правовом регулировании принадлежит праву, которое, в конечном счете, регулирует поведение участников общественных отношений. Значимость права в государственно-правовом регулировании обусловлена рядом обстоятельств:

– право формирует варианты правомерного поведения, создавая нормы права (модели поведения);

– право – регулятор общественных отношений, регулятор поведения. Право дает социальным субъектам ориентиры правомерного поведения в виде вариантов возможных или требуемых действий;

– право внедряет в социальную сферу особый вид общественных отношений – правовые отношения, которые, взаимодействуя с другими общественными отношениями, формируют фактическое поведение социальных субъектов;

– право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений – субъектов права, определяя в специальных нормах их признаки;

– право определяет объекты правовой деятельности (объекты интереса) и в определенных случаях требования к ним;

– право формирует нормы (модели) поведения – нормы права.

Вся совокупность правовых норм (норм поведения) подразделяется (в зависимости от предмета государственно- правового регулирования, т.е. той или иной сферы общественных отношений, которая регулируется) на отрасли права, подотрасли и институты права. К отраслям права относятся, например, конституционное право, гражданское право, административное право, трудовое право и др. К подотраслям права относятся, к примеру, семейное право в гражданском праве, таможенное право в административном праве и т.д. К институтам права, обеспечивающим целостное регулирование определенной части в предмете какой-либо отрасли права, относятся, например, институт гражданства в конституционном праве, институт необходимой обороны в уголовном праве, институт наследования в гражданском праве и т.д.

Совокупность норм права, институтов права и отраслей права в их взаимосвязи и взаимообусловленности представляет собой систему права (см. подробнее в главе 6).

Право, регулируя различные сферы жизнедеятельности посредством функционирования правовых отраслей, формирует для себя разнообразные целостные сочетания юридических приемов воздействия, которые принято называть методами правового регулирования (отраслевыми методами).

В основе отраслевых юридических методов лежат два основных приема правового воздействия:

– централизованное, императивное регулирование (методы субординации);

– децентрализованное, диспозитивное регулирование (методы координации).

Методы субординации применяются, как правило, в отраслях публичного права, в которых превалируют отношения директивности, власти и подчинения (например, в административном праве). В свою очередь, методы координации преимущественно используются в отраслях частного права, регулирующих такие сферы общественных отношений, в которых социальные субъекты имеют равенство правового положения (например, в гражданском нраве).

В процессе отраслевого регулирования также используются способы правового регулирования, к которым относятся:

– способ дозволений;

– способ запретов (преобладает в уголовном праве);

– способ позитивного связывания.

В зависимости от сочетания способов запретов и способов дозволений используются два типа правового регулирования:

– общедозволительный тип регулирования, который присущ, в первую очередь социальной сфере, регулируемой гражданским правом, и где "разрешено все, кроме прямо запрещенного";

разрешительный тип регулирования, где "запрещено все, кроме прямо дозволенного", и который характерен для регулирования государственно-властных отношений, т.е. сфере публичного права.

Опираясь на систему права, применяя право в деятельности государственных органов и государственных служащих, государство регулирует всю совокупность общественных отношений, т.е. жизнедеятельность общества в целом в целях обеспечения его устойчивости, стабильности и благосостояния.

Небезынтересную модель государства, в образной форме, предложил в свое время Конфуций, один из первых философов на Земле: "Император – всадник, чиновники и законы – узда и вожжи, народ – лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздывать, нужно ровно держать вожжи и стимул, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и подстрекать стимулом – лошади сами собой побегут"[1].

Таким образом, государство властвует и осуществляет свои функции посредством создания и использования механизма государства, представляющего собой совокупность госорганов, государственной службы и необходимых форм и методов государственно-правового регулирования.