Система функциональных переменных

Теорию социального действия Парсонс дополнил учением о типовых переменных действия (patterns variables of action) – специальном наборе парных, дихотомических понятий, используемых для анализа структуры действия. К ним относятся пять видов базовых ценностных ориентаций, помогающих социологу разобраться в том, как ведет себя реальный человек, попавший в ситуацию, требующую свободного выбора.

Концептуальные пары понятий построены по дихотомическому принципу "или – или" и характеризуют возможность альтернативы между:

1) подчинением индивида общим правилам или отказу от них и следованию своему внутреннему голосу ("универсализм – партикуляризм");

2) ориентацией на достигаемый статус других людей (профессия, партийность) или на предписанный (биологически заданный) статус, а именно пол, возраст ("достигнутое – предопределенное");

3) стремлением к удовлетворению сиюминутных потребностей и отказом от них ради стратегических целей ("аффективность – нейтральность");

4) специфическими и общими характеристиками ситуации в качестве объекта ориентации индивида ("специфичность – диффузность");

5) эгоистическими и альтруистическими действиями ("ориентация на себя – ориентация на коллектив").

Четырьмя частями общей системы социального действия выступают биологический организм, система личности, социальная система и система культуры.

• Биологический организм – индивидуальная психофизическая конституция человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на человеческое поведение.

• Система личности – мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют базисную структуру (basic frame of reference) и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (need-disposition system of the individual actor).

• Социальная система – под ней понимается совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли.

• Система культуры, куда относятся культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.

Подсистемы системы социального действия образуют иерархию, в которой системе культуры принадлежит доминирующее положение, поскольку считается, что ценности и социальные нормы общества управляют действиями его членов и тем самым обеспечивают возможность совместной социальной жизни. Подсистема культуры выполняет нормативную функцию.

Подсистема личности не сводится ни к организму, ни к культуре. Во-первых, то, чему научаются, не является структурой организма, а во-вторых, физическое, социокультурное окружение организма всегда уникальны, и, следовательно, собственная поведенческая система индивида будет уникальным вариантом культуры. Таким образом, личность образует аналитически независимую систему.

В рамках общей системы действия культурные подсистемы специализируются на функции поддержания образца; социальные подсистемы – на интеграции действующих единиц (личностей, исполняющих роли); подсистемы личности – на достижении цели; а поведенческий организм – на адаптации.

Четыре подсистемы вместе образуют общую систему действия (general action system). При этом стоит учитывать, что, во-первых, общество состоит не из самих конкретных действий, а из нормативных ориентаций социальных действий; во-вторых, социальное действие как система развертывается через взаимодействие всех четырех подсистем. Социальное действие является не просто реакцией на стимулы в определенной ситуации, а управляется системой ожиданий действующего субъекта. Конкретное социальное действие развертывается между потребностями (need dispositions), с одной стороны, и ценностями культуры, – с другой. Следовательно, система культуры является независимой переменной по отношению к действиям отдельных людей[1].

В работе "Социальная система" (1951) Парсонс анализировал место и роль культуры в легитимном социальном порядке. Оба явления автономны, но тесно связаны с социальной структурой. Социальная система включает социальную структуру и три другие подсистемы, которые функционально связаны между собой, но одной из которых является культурная подсистема. Каждая из трех подсистем выполняет собственную важную функцию. Например, экономическая выступает основой приспособления к окружающей среде, а семейная – обеспечивает социализацию и заботу о детях, интегрируя их в общественное целое.

Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. По существу, это означает, пишет автор, что культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса всей системы. Она формирует жизненно важную для людей как социальных существ символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает, к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы, а какие – нет и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Таким образом, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий (универсальных для всех теоретических систем взглядов и целей), которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе. Внутри культурной сферы Парсонс выделил принцип реципрокности (reciprocity), т.е. взаимности, говорящий людям о тех обязанностях, которые регулируют отношения между индивидом и коллективом, формируя тем самым основу для возникновения общей культуры.

Парсонс не считал, что современные общества существуют в гармонии со своими нормами и социальными институтами. Их могут сотрясать внутренние конфликты и противоречия. При этом Парсонс подчеркивал логическую невозможность того, что может существовать некое "идеальное соответствие" или совершенный консенсус между ситуацией и нормативной структурой общества.

Чем дальше зашел социальный прогресс, тем сложнее и разнообразнее – внутри и вовне – становятся общества.

Структуры базовых ценностей, на которых покоятся социальный порядок и нравственный характер народа, очень разнообразны но всему миру, поэтому отдельные ценности и нормативные категории обязательно будут вступать в противоречия друг с другом. Например, свобода и равенство – фундаментальные ценности современного общества – не всегда мирно уживаются в одном обществе: стремясь достичь всеобщего равенства, государство пресекает свободу граждан и связанную с ней предпринимательскую активность. Как подчеркивает Парсонс, не существует простого ответа на вопрос о приоритете свободы перед равенством или равенства перед свободой.

Социологический практикум

Соберите исторический материал и проанализируйте попытку правительства сочетать равенство и свободу на примере нашего общества. Ваш отчет о проделанной работе займет 4–5 страниц.

В результате все современные общества сталкиваются с внутренним конфликтом, который возникает из-за того, что па первое место выдвигают то одну, то другую из этих ценностей. Нс существует единственно правильного и легкого решения дилеммы. Навязывание сверху той или иной системы ценностей и норм поведения способно как повысить, так и понизить мотивацию людей совершать какие-то поступки.

Парсонс был уверен, что никогда не закончится спор между левыми и правыми, поскольку каждая сторона защищает в качестве справедливой свою систему человеческих ценностей (или идеалов). При этом каждая система ценностей, по представлениям ее сторонников, незаменима. Таким образом, эти фундаментальные ценности – равенство и свобода – всегда будут существовать в конфликте друг с другом. В результате чего единство (у Парсонса – интеграция) нормативной структуры общества всегда будет проблематичной, а достигнутый уровень интеграции далек от совершенства. Если когда-либо гармоничная структура появится, то это будет связано с уникальной комбинацией исторических факторов, но никак не с общими законами развития социальной системы.

Социологический практикум

Последнее утверждение Парсонса вам никого не напоминает? Вспомним вывод М. Вебера об уникальности появления капитализма в Западной Европе в Повое время под влиянием протестантизма. Вернитесь к соответствующей главе этой книги и самостоятельно разберитесь в вопросе.

Система функциональных переменных социального действия получила название AGIL-парадигмы, или AGIL- модели. Для того чтобы выжить или поддержать равновесие с окружающей средой, любая система должна:

– адаптироваться к этой среде (adaptation – адаптация);

– достигать своих целей {goal attainment – целедостижение);

– интегрировать в целое свои части (integration – интеграция);

– поддерживать или сохранить свою латентную структуру (latency pattern maintenance – поддержка латентной структуры).

Так появилась аббревиатура "AGIL". В ней зашифрованы функциональные императивы социальной системы.

Каждой из этих четырех функций соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, партии, государство, семья, школа, религия).

Важно понимать, что AGIL-модель Парсонса представляет собой аналитический инструмент для теоретического исследования. Она не является слепком с реальных исторических событий, своего рода копией эмпирической реальности. Также верно и то, что сама по себе схема не объясняет ничего, т.е. объясняет так же мало, как периодическая таблица Менделеева, которая выступает не менее эффективным инструментом познания. AGIL-модель является настолько успешной и эффективной для объяснения реального общества, насколько качественно и эффективно построена соответствующая теория, с помощью которой обрабатываются и интерпретируются эмпирические данные[2]. И не больше того.

AGIL-модель применяется к ныне существующим обществам или социальным системам. Но если вы хотите узнать больше об эволюции обществ, их историческом развитии, то надо использовать другую модель Парсонса. Он разделил эволюцию на четыре этапа:

дифференциация, которая создает функциональные подсистемы основной системы;

адаптация, в процессе которой социальные системы увеличивают свою эффективность;

инклюзивность, т.е. включение элементов, ранее исключенных из данных систем;

генерализация ценностей, увеличивающая легитимность сложной системы.

Кроме того, в рамках этих этапов эволюции Парсонс выдели подэтапы, или фазы развития общества: 1) примитивная, 2) архаичная и 3) современная.

Парсонс считал западную цивилизацию вершиной эволюции современных обществ, а Соединенные Штаты провозгласил самым динамичным обществом среди всех западных культур.