Систематизация нормативных правовых актов

Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит не только в результате планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и в результате систематизации. Систематизация законодательства - целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов в целях их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе этой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Цели систематизации - создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или но годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу). Кроме того, инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

К изданиям, представляющим собой официальную инкорпорацию, можно отнести "Собрание законодательства Российской Федерации". В его первом разделе публикуются федеральные конституционные законы и федеральные законы; во втором - акты палат Федерального Собрания; в третьем - указы и распоряжения Президента РФ; в четвертом - постановления и распоряжения Правительства РФ; в пятом - решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

При этом второй раздел подразделяется на две части: в первой публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые но вопросам, отнесенным к ведению палат ст. 102 и 103 Конституции РФ; во второй - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой помещаются нормативные акты, во вторую включаются акты ненормативного характера.

К неофициальной инкорпорации относятся, например, сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, в целях просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде и других правоприменительных органах.

Кодификация - вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация - это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы определенного правового института).