Сингапурские вопросы

Эти направления деятельности ВТО были определены Конференцией министров ВТО в Сингапуре (1996 г.). Они включают четыре направления: торговля и конкурентная политика; торговля и капиталовложения; прозрачность (транспарентность) в правительственных закупках; меры содействия торговле (упрощение торговых процедур). Конференция министров рекомендовала начать исследовательскую работу в этих четырех областях с тем, чтобы определить направления будущей деятельности ВТО и возможные новые соглашения по этим вопросам.

При открытии Первого раунда многосторонних торговых переговоров (Доха, 2001 г.) была сделана попытка включить эти вопросы в повестку дня, однако поддержку получило только одно направление – меры содействия торговле. Остальные Сингапурские вопросы по-прежнему остаются объектами исследовательской работы в рамках ВТО.

Источник: URL: wto.ru/documents.asp?f=docs&t=14

Начиная с 2003 г. состоялся еще ряд Министерских конференций и сессий Генерального совета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса и достигнуть компромиссных решений, однако заметного прогресса достичь так и не удалось. Тем не менее, по мнению П. Лами, правила и нормы ВТО помогли многим странам сохранить свои рынки открытыми и способствовали росту международной торговли. Выступив в роли "амортизатора" во время глобального финансового и экономического кризиса (2008– 2010), многосторонняя торговая система предотвратила переход стран к полномасштабному протекционизму. Но для того чтобы оставаться эффективной, необходимо изменить существующие правила и урегулировать насущные проблемы в рамках многосторонней торговой системы, поскольку в отсутствие консенсуса по спорным вопросам возможно увеличение торговых споров и проявление судебного активизма со стороны третейских групп [1].

Таким образом, тупик на Дохийском раунде торговых переговоров ВТО отражает серьезные противоречия между глобализацией и интересами национального развития и свидетельствует о необходимости поиска новых путей формирования многостороннего консенсуса по вопросам либерализации и развития торговли и изменения торговой политики. В Записках секретариата ЮНКТАД отмечается, что завершение Доха-раунда в 2011 г. оказалось невозможным в основном из-за сохраняющихся разногласий между членами ВТО в отношении секторальной либерализации торговли промышленными товарами, а также других вопросов, в частности специальных защитных механизмов в рамках либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией и услугами. Разногласия были настолько велики, что участники Восьмой министерской конференции (15–17 декабря 2011 г.) были вынуждены признать, что в ближайшем будущем не удастся достичь одновременных договоренностей по всем группам вопросов Дохинского раунда.

Перед началом многосторонних торговых переговоров при поддержке многих стран группа наименее развитых стран обратилась с призывом принять в отношении них специальный пакет положений. Однако было принято лишь несколько обязательных решений в отношении этих стран, включая решения о проведении работы по усовершенствованию процесса их вступления в ВТО, а также о введении изъятия из правил организации, разрешающего развитым и развивающимся странам предоставлять преференциальный режим услугам и поставщикам услуг из этих государств. Также было одобрено присоединение к ВТО Российской Федерации, Самоа и Черногории и утвержден пересмотр Соглашения о правительственных закупках. Эти решения продемонстрировали способность ВТО по-прежнему привлекать новых членов и модернизировать свою архитектуру в соответствии с экономическими реалиями XXI в. Все большая концентрация торговли внутри производственно-сбытовых цепочек требует новых путей регулирования международной торговли, где импорт становится неотъемлемой частью экспорта, поскольку торговый протекционизм может отрицательно сказываться на производственных издержках и конкурентоспособности экспорта.

Многие страны заинтересованы в рассмотрении "вопросов XXI века": инвестиций, политики в области конкуренции, государственных закупок, а также продовольственной безопасности, экспортных налогов, изменения климата и занижения курсов национальных валют. В то же время либерализация торговли должна способствовать решению основополагающих задач в области развития: сокращению масштабов нищеты, созданию рабочих мест и развитию производственного потенциала. С целью решения вопросов Дохинской повестки дня ряд членов ВТО предложил проводить переговоры в ограниченном составе, отступая от принципа единого пакета договоренностей. Другие члены организации выступили за сохранение принципа наиболее благоприятствуемой нации и повестки дня в области развития, закрепленной в рамках принципа единого пакета договоренностей. Были также внесены предложения о расширении сферы действия и участия стран в существующих секторальных инициативах по отмене и гармонизации тарифов в отношении информационных технологий и продукции химической и фармацевтической промышленности [2].

Еще одной проблемой современной многосторонней торговой системы является сохранение протекционистских тенденций в условиях экономических трудностей. По сообщениям ВТО, страны "Группы 20" в массовом порядке вводили новые торговые ограничения, включая тарифные и нетарифные меры, в дополнение к уже существующим барьерам. Согласно оценкам ограничительные меры, введенные с начала кризиса по 2012 г., охватывают 2,9% общего объема мировой товарной торговли (3,8% общего объема торговли стран "Группы 20") [3]. Такие меры включают в себя ответные торговые меры, лицензирование импорта и таможенный контроль, которые оказывают влияние на такие отрасли, как черная металлургия, производство электрооборудования и приборов, а также транспортных средств и ведут к значительному росту протекционизма, восстановлению объемов торговли и оживлению экономики.

По оценкам ЮНКТАД, глобальные выгоды от дальнейшей либерализации торговли товарами в рамках переговоров Дохинского раунда могут составить 70 млрд долл, в мировом масштабе (48 млрд долл, для развивающихся стран), и провал раунда переговоров 2011 г. еще больше ведет к нестабильности принципов, лежащих в основе многосторонней торговой системы, функционирующей в соответствии с правилами ВТО [4].

С 1 сентября 2013 г. пост Генерального директора ВТО занял Р. Азеведо, который в ходе предвыборной кампании обещал вернуться к обсуждению сложных вопросов переговоров Доха-раунда. В декабре 2013 г. в ходе Девятой министерской конференции на Бали (Индонезия) после долгих дебатов удалось принять три блока так называемого Балийского пакета договоренностей, содержащего вопросы об упрощении процедур торговли, набор документов об ограничении экспортных субсидий и программ поддержки сельского хозяйства, меры помощи наименее развитым странам. Эти договоренности рассматриваются как еще один шаг на пути активизации переговоров Доха-раунда, направленных на решение задач ВТО.

Следует отметить, что решение о постепенной отмене экспортных субсидий и аналогичных мер было принято на Министерской конференции в Гонконге (2005). В соответствии с достигнутым соглашением к концу 2013 г. члены ВТО должны были прекратить применение инструментов экспортного субсидирования и сократить уровень искажающей торговлю поддержки ("желтая корзина") до определенного уровня. Причем особое сокращение было предусмотрено для стран с наибольшими объемами поддержки.

Группа-20

Группа-20 представляет собой коалицию развивающихся стран в рамках ВТО, стремящихся к реформированию сельскохозяйственной политики в развитых государствах.

Сформировалась в ходе пятой Конференции министров ВТО (Канкун, 2003 г.). Координирует позиции развивающихся стран по актуальным проблемам деятельности ВТО. Неформальные лидеры Группы-20 – Индия и Бразилия.

Глобальный экономический кризис 2007–2010 гг. привел к появлению еще одной группы 20 стран. В ее составе ведущие развитые и развивающиеся страны. Эта группа формального статуса не имеет.

Группа-33

Группа-33 состоит из развивающихся стран, стремящихся обеспечить интересы мелких сельскохозяйственных производителей, самых уязвимых участников международной торговли сельскохозяйственной продукцией. По мнению ее участников, государственное субсидирование создания запасов продовольствия является неотъемлемым элементом продовольственной стабильности и правила ВТО не должны этому препятствовать.

В соответствии с предложением Группы-33 государственные закупки по гарантированным ценам у бедных и (или) ограниченных в ресурсах производителей не должны учитываться при расчете совокупной агрегированной меры поддержки, которая составляет часть "желтой корзины". Таким образом, развивающиеся страны надеются поддержать беднейших фермеров и способствовать решению проблемы голода. В то время как развитые страны утверждают, что правила ВТО не запрещают субсидировать потребителей с недостаточным уровнем доходов для смягчения проблем голода, значительная часть развивающихся государств полагает, что действующие правила неэффективны в условиях, когда бо́льшая часть недоедающих – сельское население, и настаивает на более широком применении инструментов поддержки беднейших производителей. Страны, входящие в Группу-33, также выступают за уточнение критериев "зеленой корзины", с тем чтобы минимально искажающие торговлю программы поддержки, применяемые в развивающихся странах (такие как выделение средств на проведение земельных реформ, гарантирование источников дохода для беднейших фермеров, программы сокращения бедности), максимально учитывали эти критерии.

Источник: ICTSD (МЦТУР); Doha Work Programme Ministerial Declaration.

В ходе саммита в Лос-Кабосе (Мексика, 2012 г.) страны "Большой двадцатки" подтвердили свое обязательство воздерживаться от повышения или введения новых барьеров для торговли и инвестиций, но, несмотря на это, количество ограничивающих торговлю мер не только не уменьшается, а наоборот – продолжает расти. Согласно Докладу ВТО о торговых мерах стран "Большой двадцатки" 2013 г. в период с середины октября 2012 г. до середины мая 2013 г. 20 ведущих стран мира ввели более сотни новых мер, которые ограничивают или потенциально могут ограничить торговлю. При этом 61% всех ограничивающих торговлю мер приходится на средства торговой защиты, наиболее распространенными из которых являются антидемпинговые расследования и временное повышение таможенных тарифов. Например, в период с октября 2012 г. по апрель 2013 г. Аргентина, Индия и Бразилия инициировали 10, 15 и 18 антидемпинговых расследований соответственно (расчет по числу затронутых стран-экспортеров). Доля мер, направленных на упрощение торговых процедур, снизилась с 55% всех торговых мер до 40, и только 19% всех торговых ограничений, введенных с октября 2008 г., были устранены по сравнению с 21% в 2012 г. Вместе с тем в Докладе отмечается, что, несмотря на рост числа торговых ограничений, влияние этих мер на торговлю составляет примерно 0,2%, что указывает на общий успех стран "Большой двадцатки" в противостоянии широкому распространению протекционизма [5].

Неоднозначность оценок деятельности ВТО по либерализации мировой торговли свидетельствует о том, что существующая система многостороннего торгового регулирования не лишена недостатков. Однако, невзирая на критику, она способствует упорядочению мировой торговли, поскольку действуют единые правовые нормы для всех участников международного товарообмена и ликвидируются проявления недобросовестной конкуренции со стороны ее участников.