Символистские сюжеты

Символистские сюжеты часто полны абстрактных фантазий, сочетающихся с библейскими, античными, средневековыми линиями развития действия. Интерпретация этих сюжетов пестра и разнообразна.

Типологична для символизма умиротворенно-религиозная сельская картина "Поклонения волхвов" художника Мориса Дени.

Литература как главный вид искусства

Символизм - преимущественно вербальное искусство, которое, пользуясь формулой Рембо, можно назвать "алхимией слова". Другими словами, для символизма главный вид искусства - литература. В литературе предтечей символизма стал Бодлер, который утверждал: "все для меня становится аллегорией" (при этом между аллегорией и символом не делалось различия, как, например, в заглавии его знаменитого сборника стихов "Цветы зла").

Но символизм проявил себя и в изобразительном искусстве. Однако ведущее значение литературы для этого художественного направления проявлялось и в этом случае. Так, Бёклин считал, что символистская картина должна походить на поэзию, производить впечатление подобно музыкальной пьесе и побуждать зрителя к размышлениям.

Искусства разделяются на пространственные (например, живопись) и временные (например, музыка). Символисты музыкальны. Музыкальны не только в музыке, но в поэзии и даже в живописи. Они стремятся преодолеть абсолютную пространственность живописи и ввести в нее фактор времени.

Русскую символистскую прозу вполне репрезентативно представляет творчество Андрея Белого, сочетающее в себе библейские, мифологические, реальные и фантастические мотивы.

В импрессионизме осуществляется господство зрения над слухом и другими чувствами. В символизме, наоборот, господствует слух, поэтому музыкальность пронизывает все виды символистского искусства. Она царит и в поэзии, и в живописи. В символизме все музыкально. В русской литературе символизм продолжал оказывать влияние вплоть до послереволюционного времени, и это влияние сказалось, в частности, в поэмах Блока "Двенадцать" и "Скифы".

Музыка

Музыка по самой своей природе - символичное искусство и поэтому неслучайно символизм как художественное направление особенно успешно реализовался в творчестве композиторов. Исследователи отмечают "заклинательность" символистской музыки (Кассу. 1998. С. 394). Эта музыка - сгусток космической энергии, крик вещей.

Музыка большинства композиторов-символистов находилась в поле влияния Рихарда Вагнера, которого часто называют "предсимволистом". В его музыке царит атмосфера тайны. В своем творчестве он осуществлял характерный для символизма синтез поэзии и музыки.

В поэзии появляется жанр ритмической имитации музыки, а композиторы часто связывают свою музыку со стихами и пьесами писателей-символистов ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, "Саломея" Рихарда Штрауса). В музыке немецкий символизм воплотился в творчестве раннего Рихарда Штрауса.

Критики влияние символизма в музыке отмечали в симфонической "Поэме огня" Скрябина.

Живопись

В живописи предшественниками символистов были ориентированные на рыцарское средневековье прерафаэлиты Россетти, Хант и Миллес.

Ведущим художником-символистом считается Гюстав Моро, родившийся в 1827 г. В 1870-е годы его искусство получило признание. Известность приобрела его картина "Остров мертвых". Художник изобразил мрачный остров: в небо вонзаются темные силуэты кипарисов, вокруг надвигающиеся скалы. К этому таинственному острову подплывает лодка, на которой возвышается белая фигура, закутанная в саван. В конце XIX в. репродукции с картины "Остров мертвых" украшали многие гостиные.

Кроме Моро, широко известны Пюви де Шаванн, Одилон Редон (Франция), Арнольд Бёклин (Швейцария) и начинавший как прерафаэлит Эдвард Бёрн-Джонс (Великобритания). Линии и краски в символистской живописи таинственно причудливы. Образы ни очертаниями, ни цветом не похожи на реальные предметы.

П. Пюви де Шаванн. Бедный рыбак. 1881

Л. Пастернак. Портрет Р.М. Рильке. 1927

Художники нередко иллюстрируют книги писателей-символистов (например, иллюстрации Бёрдсли к "Саломее" Уайльда), а иногда картины возникают под впечатлением книг писателей-символистов.

В Италии художник Карло Kappa в 1908 г. в духе символизма рисует "Апокалипсических всадников".

В русской живописи к символистам примыкали художники "Мира искусства".

Сюжеты картин художников-символистов - мифологические, мистические или фантастические. Картина В. Серова "Похищение Европы" вначале задумывалась как настенное панно с большой цветовой плоскостью и монументальной композицией, но осталась на холсте. Это произведение декоративно. Искусствовед Н. Дмитриева считает, что его ритмические линии отдаленно напоминают крито-микенские росписи, а декоративность соединена с тонким интимным настроением. Изящная "архаическая" фигурка Европы на спине быка сжалась - ее страшат тяжелые перекаты волн (см.: Дмитриева. 1993. С. 148).