Символическая природа бессознательного

Одним из наиболее близких учеников Фрейда был Карл Густав Юнг (1875—1961). Родился он в семье пастора-евангелиста в Швейцарии. Несмотря на относительную бедность отец смог устроить сына в престижную гимназию, где Карл столкнулся с весьма обеспеченными детьми, что породило в нем различные комплексы. По его собственному признанию, он понял, насколько он отличается от сверстников, приходя на занятия в рваных башмаках.

Когда Юнг учился на пятом курсе, ему попалась в руки книга, автор которой утверждал, что психология — это учение о личности. Это суждение вызвало в юноше много разных чувств. Он вспоминал, что, узнав кое-что о психологии, он не мог сидеть, сердце его учащенно билось. Прохаживаясь по коридору, он размышлял о том, что ни философия, ни религия, ни медицина не изучают личность. А эта тема казалась Юнгу желанной и манящей. В тот момент Юнгу казалось, что только психология может создать целостное учение о личности, о человеке.

Впоследствии Юнг обнаружил, что Фрейд никогда не обладал развитой философской культурой. Тогда швейцарский психолог начал серьезно изучать философов жизни, особенно Ф. Ницше. В то же время Юнг обнаружил интерес к мистической духовной традиции. Он проявляет интерес к оккультизму и разным формам религии. В результате родилась его диссертация "О психопатологии и патологии так называемых оккультных феноменов". Он показывает, что целостность не задается на путях обычного рационального мышления. Но единство личности, близость рационального и иррационального могут явиться результатом чисто интуитивного прозрения.

Затем Юнг познакомился с Фрейдом и поступил к нему на работу. Первый этап его деятельности целиком вписывается в русло классического психоанализа. Однако постепенно рождаются и мировоззренческие развилки. В ходе переписки однажды Фрейд упрекнул Юнга в том, что он не находит в его работах "идеи бессознательного". Разумеется, мысль о бессознательном не была чужда Юнгу. Однако подход к теме у Юнга оказался сугубо индивидуальным. Фрейд полагал, что сознание и бессознательное находятся в состоянии конфронтации, они, точно демоны, растаскивают человека в разные стороны. Юнг же настаивал на том, что бессознательное и сознание являются двумя частями целостной психики и взаимно дополняют друг друга.

Фрейд, по сути дела, сводил бессознательное к биологии, к сексуальной активности человека. Юнг оспаривал эти положения. Он видел в бессознательном не столько биологические обнаружения организма, сколько интуитивные слои психики. Именно поэтому, считал Юнг, бессознательное вбирает в себя сумму всех особенностей человека и вообще оказывается суммой опыта всех поколений, прошедших по земле. Фрейд считал, что бессознательное исчерпывается продуктами индивидуальной психики. Он полагал, что бессознательное так же индивидуально, как форма носа или цвет глаз. Юнг расширил представление о бессознательном. Он освободил его от узкого, индивидуального содержания. Юнг показал, что бессознательное передается из поколения в поколения. А это означает, что в нем можно обнаружить нечто, что вообще не укладывается в индивидуальную психику. Бессознательное есть кристаллизация совокупного человеческого опыта. А это означает, что в индивидуальной психике можно обнаружить такое ОГЛАВЛЕНИЕ, которое вообще не диктуется жизнью данного конкретного человека.

Стало быть, бессознательное обнаруживает не только личностные содержания человека, но включает в себя и коллективный опыт. Он накапливается, передаваясь через поколения, и, таким образом, образуется некое единое целое. Оно и выступает для экземплярного человека в качестве определенной жизненной программы.

По К. Г. Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев:

1) личностного бессознательного, т.е. поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности;

2) коллективного бессознательного, т.е. врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра, или ядра, психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, сконцентрировавшую в себе опыт всех предшествующих поколений людей. Это ядро психики включает в себя сверхличное универсальное ОГЛАВЛЕНИЕ и образцы как всеобщее основание духовной жизни. Содержаниями коллективного бессознательного в основном являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения;

3) психоидного бессознательного, т.е. наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, психоидное бессознательное, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

Фрейд определял либидо как психическую энергию сексуального характера. Юнг освобождает это понятие от сексуального содержания. Юнг принимает идею о существовании определенной психической энергии. Количество ее всегда постоянно. Фрейд считал, что бессознательное есть обнаружение либидо, его индивидуальная личностная характеристика. Юнг же настаивал на коллективном бессознательном.

Еще одно отступление от классического психоанализа у Юнга. Фрейд считал, что возникновение неврозов, которые приводят к деформации личности, случается в детстве. Главным образом Фрейд обращал внимание на теорию детской сексуальности. Он отмечал, что подверженность неврозам — событие жизни ребенка до трех лет. Затем эти неврозы могут повлиять на всю судьбу человека. Поэтому терапия в классическом психоанализе строилась на воспоминательной работе, на погружении в прошлое.

Юнг считал, что терапевту лучше обратить внимание на анализ не прошлого, а настоящего. Швейцарскому психологу казалось, что скрупулезное накопление фактов, подробностей позволяет представить себе клиническую историю. Но таким образом нельзя вылечить пациента. А это главное, по мнению Юнга. Итак, бессознательное действует как энергия, возникает как коллективное бессознательное и проявляется в психике отдельного человека через символы.