Симеон Медведев

Среди тех, чьи работы отличались критическим отношением к источникам, нельзя не назвать замечательного русского историка-публициста, духовного писателя, мыслителя и общественного деятеля Симеона Агафонниковича Медведева (в монашестве Сильвестр, 1641 — 1691). Сын небогатого курского купца, Симеон подростком подрабатывал на площади, т.е. составлял желающим письма и деловые бумаги. Здесь его приметил думный дьяк Разрядного приказа С. И. Заборовский и взял с собой в Белгород, а затем в Москву.

В училище Заиконоспасского монастыря Медведев стал любимым учеником (позднее и последователем) поэта и просветителя Симеона Полоцкого. По окончании учебы Медведев выехал (1668) на посольские съезды в свите знаменитого дипломата и государственного деятеля А. Л. Ордии-Пащо- кипа. По опала последнего сказалась и на Медведеве, оказавшемся в Путивльской Молчинской пустыни. В 1674 г. он постригся в монахи под именем Сильвестра, затем смог перебраться в Курский Богородицкий монастырь, а по воцарении Федора Алексеевича (ученика Полоцкого) получил разрешение жить в московском Заиконоспасском монастыре.

Здесь Медведев работал в богатой библиотеке Полоцкого; переводил сочинения учителя с латинского и польского языков, дополнял их, готовил к печати. Вместе с Полоцким организовал первую в России светскую, неподотчетную патриарху Верхнюю (дворцовую) типографию и приступил к изданию светских книг. В 1681 г. Медведев основал (на средства царя Федора) славяно-латинское училище в Заиконоспасском монастыре. В следующем году, несмотря на активное противодействие патриарха Иоакима, добился привилегий для московской Славяно-греко-латинской академии. Речь шла об автономном всесословном высшем учебном заведении, призванном готовить просвещенных деятелей государства и церкви. Автор проекта утверждал, что национальная наука станет источником силы и славы государства. Он полагал, что просвещенная Россия удивит весь мир, ведь только знанием "вся царствия благочинное расположение, и твердое защищение, и великое распространение приобретают". Осуществлению задуманного помешала смерть царя Федора. Через несколько лет Медведев вновь попытался реализовать свои замыслы, передав свой проект на рассмотрение царевне Софье Алексеевне. Просьба осталась без ответа.

Вскоре на Медведева обрушились репрессии, но он продолжал трудиться и как духовный писатель, и как автор светских сочинений. Из последних его трудов можно назвать "Оглавление книг, кто их сложил", ставшее первым научным библиографическим очерком в России. Главный исторический труд Симеона Медведева — "Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве". Развивая традицию гражданской историографии, посвященной актуальным проблемам страны, историк обратился к событиям 1681 — 1683 гг. В этой работе Медведев выразил свой подход к истории и обществу, постарался определить и растолковать читателю сущность социально-исторического конфликта в России, вступившей в период преобразований.

Во Введении к "Созерцанию" речь идет о роли исторических знаний в жизни человеческого общества. Это коллективная память, позволяющая различать добро и зло, основа социального разума. Величайшая ответственность лежит на "письменных людях", благодаря которым можно "памятствовать" о прошлом. История, повествующая лишь о славных делах, — бессмысленна и тлетворна. Ни высокое положение, ни даже монаршая власть не спасают человека от праведного суда истории. Медведев говорит и о коллективной ответственности "верхов" за судьбу власти. Автор подводит читателя к сути конфликта: не будет покоя в стране, где сановные "верхи" начинают "величаться" над пародом, а "меньшие люди" в ответ презирают "господство". В "Созерцании" прослеживается идея восстания по мере того, как народ убеждается в невозможности добиться правды мирным путем. Автор полагает народное возмущение справедливым, но не одобряет восстание, ведущее (но его мнению) к гибели государства. Медведев принимает народное возмущение как средство "вразумления" правителей.

"Созерцание" стало одним из первых в России историческим произведением нелетописиого характера. Наличие других исторических сочинений, написанных в это время, позволяет современным исследователям говорить об успешном переходе "от летописания и других традиционных форм историографии к историческому исследованию".