Швеция

В Швеции высшим органом финансового контроля является Национальная служба аудита (Swedish National Audit Office (SNAO) – Riksrevisionen). SNAO ответственна за аудит деятельности органов государственной власти Швеции в целях обеспечения оптимального использования ресурсов и эффективного управления[1].

Счетную палату возглавляют три независимых Генерального аудитора с равными полномочиями, которых назначает Парламент Швеции (Riksdag) на семилетний период, без права переизбрания. Правительство Швеции исходит из того, что руководство трех независимых Генеральных аудиторов вместо одного позволяет снизить уязвимость системы национального аудита и добавляет ей устойчивости.

Генеральные аудиторы самостоятельны в выборе объектов государственного аудита, способов проведения проверок и в выводах по результатам каждой проверки. Они совместно обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес, такие как составление плана проверок, административные вопросы и разделение обязанностей. Каждый из них отвечает как за финансовый аудит, так и за аудит эффективности. Круг их обязанностей включает в себя, главным образом, контроль деятельности правительственных организаций в различных областях.

В структуре Счетной палаты работают шесть департаментов по аудиту эффективности и шесть департаментов по финансовому аудиту, а также Управление по аудиту государственных компаний, Управление по международному сотрудничеству и другие структурные подразделения, предназначенные для обеспечения ее работы.

Штат сотрудников Счетной палаты насчитывает около 300 человек, из которых 200 работают непосредственно в Стокгольме, а остальные – в трех региональных отделениях.

Законодательной основой деятельности Счетной палаты является Конституция Швеции. Полномочия Riksrevisionen распространяются на все виды деятельности государства, за исключением отдельных вопросов государственной собственности и государственных пенсионных фондов. Счетная палата осуществляет государственный аудит структурных подразделений Парламента, министерств, агентств, включая их региональные отделения, государственных компаний, а также организаций, получающих субсидии из государственного бюджета.

Сотрудники Riksrevisionen имеют право доступа ко всем документам проверяемого органа, включая секретные. Документы о результатах аудита согласно законодательству Швеции об общественном доступе к информации также могут быть проверены.

Парламент Швеции назначает специальный Совет (The Board of Riksrevisionen), обладающий особыми функциями относительно Счетной палаты. Все его члены являются или являлись членами Парламента. Роль Совета и его особые функции регулируются Конституцией Швеции, согласно которой Совет осуществляет наблюдение за деятельностью Riksrevisionen. Совет должен выносить независимые оценки относительно необходимости рекомендовать Парламенту принять те или иные политические решения, исходя из выводов и рекомендаций, содержащихся в отчетах Генеральных аудиторов. Генеральные аудиторы должны отчитываться перед Советом о ходе наиболее важных проверок.

Счетная палата Швеции, как и во многих других европейских государствах, проводит два вида аудита: финансовый и аудит эффективности.

Департаменты по финансовому аудиту тщательно проверяют ежегодную финансовую отчетность:

– по исполнению бюджета Швеции;

– органов государственной власти и агентств (за исключением государственных пенсионных фондов);

– судов;

– аппарата Правительства и всех агентств в структуре Парламента;

– Фонда социального страхования.

Ежегодный финансовый аудит проводится в соответствии с общими национальными стандартами. Его целью является оценка степени надежности бухгалтерского учета, а также правильности отражения операций по счетам и выполнения органами власти своих обязательств. На данном этапе не происходит оценка качества финансового менеджмента.

На практике имели место случаи отрицательного аудиторского заключения. В подобных случаях Riksrevisionen вырабатывает рекомендации по улучшению составления финансовой отчетности.

Аудит эффективности и оценка деятельности органов государственной власти, а также оценка программ проводятся в Швеции с 1967 г. Вместе с тем считается, что аудит эффективности начал проводиться еще в 1921 г. В Швеции гордятся тем, что высший орган финансового контроля их страны имеет самую длительную историю аудита эффективности среди европейских государств.

Конечной целью аудита эффективности является усовершенствование деятельности правительственных организаций посредством оценки выполнения ими государственных программ, а также оценки социального эффекта их деятельности.

Объектом аудита эффективности становится та же деятельность государственного органа, как и при финансовом аудите.

Под аудит эффективности подпадают также компании, акциями которых владеет государство, государственные фонды, организации, получившие финансирование в виде грантов. В ходе такого аудита проверяется, имеют ли органы власти рычаги воздействия на деятельность этих компаний, и насколько эффективно используются выделенные средства.

Счетной палатой Швеции была введена система рейтинга финансового менеджмента агентств: "А" – "хорошо", "В" – "удовлетворительно", "С" – "неудовлетворительно". Отдельно оцениваются финансовые результаты (в частности, перерасход средств) и качество внутренней системы финансового менеджмента. Рейтинги публикуются, что позволяет привлекать внимание к проблемам и способствует поиску их решения.

В ходе аудита эффективности особое внимание уделяется оценке последствий принятых органами власти решений на государственный бюджет. Правительство Швеции считает, что оценка эффективности деятельности органов власти способствует экономичному и социально эффективному расходованию средств бюджета.

Результаты как финансового, так и аудита эффективности должны быть отражены в подробном отчете. Все отчеты о проведенном аудите попадают к одному из ответственных Генеральных аудиторов, который затем решает, какие из них необходимо представить в Парламент.

Ежегодно Счетная палата готовит консолидированный отчет, содержащий наиболее спорные вопросы, возникшие в ходе проверок, и передает его в Парламент. Основная задача отчета состоит в выявлении ряда проблем, требующих решения, а также представление рекомендаций Счетной палаты по совершенствованию системы государственного финансового контроля.

Отчеты Счетной палаты Швеции всегда привлекают интерес общественности как источник информации о результатах использования средств государственного бюджета, тем более что информация о результатах проверок и финансовых расследований доступна в Интернете (URL: riksrevisionen.se/templib/pages/NormalPage456.aspx).