Школы писцов

Первые сведения об обучении писцов восходят к III тыс. до н.э. По-видимому, обучение возникло при храмах, дворцах царей и вельмож. Доступ к нему был открыт лишь привилегированному меньшинству: жрецам, вельможам, царствующим особам. Такое образование давали сначала дома жизни, а позднее дома наставлений (am себа). Особое место занимали царские школы, где дети знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В одном древнем папирусе записано, что, хотя фараон мудр от рождения, ему все равно надо учиться: "Создается мудрость знанием. Смотри – слова их остаются не записанными. Разворачивай свитки свои, следуй премудрости, тот, кто обучается, станет искусным". В царских школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов. Учебные заведения предназначались для мальчиков. Тем не менее известна "школа жриц" в Мемфисе – одной из столиц Древнего Египта.

Обучение и воспитание, которое давалось писцу, рассматривались как гарантия социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: "Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник".

Обычно обучали с 5 лет. Поначалу нужно было научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Писали сразу целые слова и фрагменты фраз, а не отдельные знаки. Для овладения грамотой следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге писец должен был освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религиозных текстов. На первоначальной стадии занятий заботились особо о технике изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На последующем этапе обучали красноречию, что считалось наиважнейшим для писца качеством. "Речь сильнее оружия"; "Речь спасает, но может и погубить", – читаем мы в древних папирусах.

В ряде случаев обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Преподавались знания, которые могли понадобиться для расчетов при строительстве каналов, храмов, пирамид, для определения количества урожая, для астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, при прогнозах разлива Нила. Египтяне нашли возможность передавать объективное изображение, развивая не рисование, а художественное черчение. К примеру, географии обучали так, чтобы ученик научился художественно начертить план местности. Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в V в. до н.э. появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и составлены учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Развитие образования сопровождалось совершенствованием культуры письма. В эпоху Древнего царства (III тыс. до н.э.) писали на глиняных черенках, коже и костях животных. Но уже в эту эпоху появилась бумага – папирус – из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. Изготовлялся своеобразный письменный прибор: деревянная чашечка для воды, дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску применяли для пунктуации и выделения главных фраз. Папирусы использовали многократно, поэтому написанное ранее смывали. На папирусе ставили число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписывали и заучивали.

Приобретение образования требовало немалого труда. Занятия шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика и, по сути, излагает принципы и методы воспитания и обучения: "Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож па молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью".

Основная часть школяров не поднималась выше элементарного уровня. Немногие овладевали повышенным знанием письма и литературы. Они были приближены к вершинам власти. Высокограмотны были жрецы, архитекторы, скульпторы и художники. Складывались династии представителей интеллектуальной элиты. Об одной такой династии строителей сообщает нам один из древних папирусов.

Вне строго специального семейно-сословного обучения находилось военное дело. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.