Лекция 2. ШКОЛЫ (НАПРАВЛЕНИЯ), ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

Просветительно-гуманистическое направление возникло в XVIII в. Впервые были обоснованы принципиальные положения о неотвратимости ответственности, соразмерности наказания совершенному преступному деянию, экономии репрессии, равенстве граждан перед законом и судом, невозможности назначения наказания за мысли.

Представители этого направления, среди которых Чезаре Беккариа, Франсуа Мари Вольтер (Аруэ), Жан Поль Марат, Шарль Луи де Монтескьё и др., выступали за формализацию уголовно-правовых положений, простоту и ясность их формулирования. В этот период зарождается один из основополагающих принципов уголовного права "нет преступления без указания о том в законе".

Классическая школа возникла во второй половине XVIII в. В ней получили дальнейшее развитие положения просветителей-гуманистов о наказуемости не намерений, а преступного поведения человека, справедливости наказания, невозможности признания деяния преступным без указания об этом в законе, невозможности наказания без определения его меры в законе, недопустимости признания деяния преступным, если за его совершение не предусмотрено наказание. Обоснована необходимость субъективного вменения, выделения умышленной и неосторожной форм вины в преступном поведении и т.д.

Краеугольным камнем положений классического направления в уголовном праве стала свобода человека в преступном поведении: человек как разумное существо волен выбирать между преступным и непреступным поведением. Преступное поведение и ответственность за него - не что иное, как результат действия свободной воли человека.

Наиболее яркими выразителями идей классической школы уголовного права были Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Антон Бауер, Карл Биндинг, Уильям Блекстон, Христиан Рейнгольд Кестлин, Пеллегрино Луиджи Одоардо Росси, Пауль Йоханн Анзельм фон Фейербах. К числу последовательных сторонников данного направления в отечественном уголовном праве можно отнести Александра Федоровича Кистяковского, Николая Дмитриевича Сергеевского, Гавриила Ильича Солнцева, Владимира Даниловича Спасовича, Николая Степановича Таганцева и др.

Антропологическая школа возникла в конце XIX в. Ее основоположником принято считать Чезаре Ломброзо - врача-психиатра и исследователя-криминалиста. В его книге "Преступный человек", изданной в 1876 г. (а в более проработанном виде - в 1896 г.) получила обоснование идея о биологической природе преступного поведения человека (ранее биологическая классификация лиц, совершивших преступления, предложена френологом Ф.-И. Галлем).

В основе антропологического направления в уголовном праве лежит тезис о врожденной предрасположенности человека к преступному поведению. В этой связи утрачивалась значимость наказания для исправления преступника. На первое место выдвигались меры безопасности. Вместо судов предполагалось создание специальных административных органов.

В той или иной мере данные положения развивали и другие авторы: Рафаэль Гарофалло, Николай Андрианович Неклюдов и т.д. Впитали в себя идеи как антропологической, так и социологической школы уголовного права исследования Дмитрия Андреевича Дриля, Энрико Ферри и др.

Социологическая школа пришла на смену антропологическим исследованиям в уголовном праве, которые не могли объяснить в полной мере причины преступности и преступного поведения личности. Наибольшее распространение среди представителей данного направления получила теория множественности факторов, которая была призвана выявить причинные связи между преступностью и разными, равнодействующими или не зависящими друг от друга факторами: физическими (временем года или суток, климатом или погодой и пр.), общественными (обнищанием народа, безработицей, миграцией и т.д.), личностными (наследственностью, половозрастными или психическими особенностями человека и т.п.). Известны положения "социологов" о неизбежности преступности как социального явления, о неопределенности наказаний/приговоров, об опасном состоянии личности, вытекающем из ее психофизических особенностей, образа жизни, социального окружения и т.д.

Трудно переоценить вклад представителей социологической школы в развитие уголовно-правовой политики, ожививших ее новыми методами исследования, приблизивших к социальным реалиям. Наиболее яркие и последовательные представители социологического направления в уголовном праве: Франц фон Лист, Адольф Принс, Михаил Васильевич Духовской, Иван Яковлевич Фойницкий и др.

Середина XX в. знаменуется рождением новых идей в уголовной политике. Французский ученый Марк Апсель попытался разработать теорию повой социальной защиты, в основу которой легли положения о дальнейшей гуманизации наказаний, неопределенности приговоров, ресоциализации осужденного лица (помощь ему в адаптации в социальной среде после отбытия наказания).

Многие из положений, разработанных рассмотренными школами уголовного права, переплелись и соединились в современном мире. Они учитываются исследователями, законодателями и правоприменителями в том же или несколько измененном виде. Однако в основе уголовно-правовой политики любого развитого демократического государства по-прежнему находятся наиболее важные положения, выработанные главным образом просветительно-гуманистическим направлением и классической школой уголовного права. Получили они выражение и в принципах российского уголовного права.