Лекция 2. Школьная политика

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

знать

• основные тенденции развития современного многонационального общества;

• направления школьной политики в многонациональной России;

• тенденции школьной политики в многонациональных социумах зарубежья;

уметь

• анализировать школьную политику в многонациональной России;

• извлекать позитивный опыт школьной политики в многонациональных социумах зарубежья;

• определять угрозы для демократизации образования, возникающие в многонациональном социуме;

владеть

• навыками анализа ответов школьной политики России на вызовы мультикультурализма;

• способностью использовать позитивный опыт школьной политики зарубежья в условиях многонационального социума;

• навыками рассмотрения особенностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Общий взгляд

Школьная политика в многонациональном социуме предполагает выбор и продвижение государством определенных ценностей и ориентиров через различные социальные структуры и институты, в первую очередь через систему образования. В мировой школьной политике вплоть до второй половины прошлого столетия при решении проблем мультикультурализма господствовали идеи ассимиляции. Преимущества в сфере воспитания и обучения предоставлялись титульным этнокультурным группам. Одновременно игнорировались культурные и образовательные запросы остальных жителей. Власти через образование добивались ассимиляции меньшинств и консервации культурной традиции большинства нации.

В мировом сообществе в условиях растущего мультикультурализма на протяжении последних 50 лет в сфере образования складывается новый политический курс. Школьная политика призвана содействовать подготовке подрастающих поколений к реалиям культурного многообразия, выполнять посредническую миссию между макро- и субкультурами, развивать национальное самосознание, прививать уважение ко всем культурам, противостоять ксенофобиям. От реализации такой политики в значительной степени зависят успехи и провалы образования.

Учет проблем, обусловленных культурными и этническими различиями, многонациональным характером общества, находится в числе первоочередных приоритетов школьной политики. Такой приоритет отражен в международных документах. Так, в докладе ЮНЕСКО "Образование – сокрытое сокровище" провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам". В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

Школьная политика в многонациональном социуме имеет по крайней мере два адресата: в отношении доминирующих этнокультурных групп и применительно к этническим меньшинствам. На первый план выходят проблемы социализации школьников – детей иммигрантов. На государство возлагается поиск выхода из конфликтов, которые возникают из-за столкновения цивилизационных традиций, социальной несправедливости в отношении школьников из национальных меньшинств, особенно иммигрантских семей, разной степени адаптивности учащихся представителей разных этнокультур и т.д.

Современное государство не может осуществлять политику в образовании без учета мультикультурности и полиэтничности социума. Такая политика должна дать ответы на вызовы культурного и этнического многообразия.

Во многих странах политический курс образования в соответствии с мультикультурализмом рассматривается как довольно отдаленная перспектива. Немало стран, где такой курс отвергается. Политика межкультурного диалога в образовании часто принимается со значительными оговорками. Подобная сдержанность объясняется опасениями, что безоглядное осуществление такой политики рождает угрозы для национального сплочения и единства государства.

В то же время в мире становится все больше государств, где политическое руководство признает неотложность межкультурного диалога в области образования. Подобный государственный курс рассматривается как мощный инструмент национального объединения в России, Австралии, США, Канаде, ЮАР, странах Западной Европы. Такая политика демонстрирует перспективность образования, когда культурная общность и многообразие не только не исключают друг друга, но, напротив, переплетаются и подвергаются благотворному взаимному влиянию. Подобный политический курс позволяет сохранять национальное и культурное многоцветие, удовлетворять стремления национальных групп в условиях культурной конвергенции путем образования, сберечь и развить язык и культуру предков.