Школа Μ. П. Щетинина

Михаил Петрович Щетинин (р. 1944) – известный в стране подвижник, много лет отстаивающий идеи преобразования школы на принципах гуманизма. Подобно Витторино де Фельтре, открывшему 550 лет тому назад свою "Школу радости", он дал мощный практический импульс, создав в наши дни и на нашем воспитательном пространстве (Краснодарский край) свою во многом необычную школу. В школе Щетинина:

• нет классов и одновозрастных групп детей;

• никто не может сказать, в каком он классе;

• нет уроков в нашем обычном представлении;

• нет установленных и утвержденных тем занятий;

• нет программ и учебников;

• нет педагогического коллектива в пашем обычном представлении.

Школа Щетинина скорее похожа на традиционную русскую общину с ее укладом жизни. Именно общинный способ жизни позволяет здесь совершенно по-иному и видеть, и решать воспитательные проблемы. Ребенка учат быть человеком, обучают мыслить сердцем, рассчитывать умом, создавать руками. Вот пять основ щетининской педагогики:

1. Морально-духовное развитие каждого.

2. Стремление к познанию.

3. Труд, любовь к труду во всех его проявлениях.

4. Чувство прекрасного.

5. Физическая подготовка.

Детей воспитывают не суровыми проповедями и запретами, а принятым укладом жизни. Здесь живут в любви и уважении друг к другу, работают на общее благо, учатся, создают красоту. Морально-духовное развитие каждого становится результатом образа жизни. Чтобы это достигалось, нужно было многое изменить в системе воспитания. В конкретных ситуациях, где воспитаннику продемонстрированы образцы нравственного поведения, доброты и милосердия, формируются его собственные духовные качества. Наглядность, пример – самые важные методы щетининской педагогики.

Обучение осуществляется по методике погружений. Разновозрастные группы учеников по собственному желанию могут изучать любые темы, курсы, предметы. Приглашаются специалисты, приобретаются необходимые средства поддержки процесса. Погружения сочетаются с самоподготовкой. Группы разбиваются на подгруппы по два, три, пять человек, им помогают ученики, которые уже сдали экзамен и получили сертификат тренера. Результаты неплохие: в 1999 г. 17 выпускников школы Щетинина обучались в аспирантуре.

Ведущая роль в формировании личности отведена труду. Руками самих воспитанников построены уникальные сооружения: конференц-зал, хореографический зал, спортивная площадка, кухня-столовая, пекарня, цех но производству соевого молока, баня, столярные мастерские, швейный цех, водозабор. Воспитанники тут не учатся работать, они работают.

Чувство прекрасного развивается организованной по законам гармонии и красоты школьной жизнью. Все подчинено тому, чтобы растущий человек осознал: нельзя быть неряшливым, нельзя коряво класть кирпичи, стыдно не знать народные песни, не уметь танцевать. Выполняются ежедневные, будничные дела, которые постепенно и неотвратимо формируют духовно и эстетически развитого человека.

Ядро физического воспитания составляет русский рукопашный бой, пронизанный особенной философией и эстетикой. Занятия помогают сформировать важнейшие качества человека, такие как умение властвовать собой, уважать соперника, воспитывают быстроту реакции, силу, точность, неожиданность маневра, милосердие к побежденному. Детей учат понимать, что владение способами русского рукопашного боя необходимо для защиты слабых, защиты Родины.