ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Ребенок приходит в школу семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится. Он проживает в образовательном учреждении тот период, когда интенсивно происходит становление его личности, когда он откликается (реагирует) на стимулы, которые не всегда могут быть полезны для его социально-нравственного, личностного созревания. Именно поэтому образовательному учреждению так важно обеспечить удовлетворение потребностей учащихся не только в получении предметных академических знаний, но и иных социальных интересов с учетом возможностей обучающихся, ориентируясь на их психофизиологические и интеллектуальные особенности. Образовательное учреждение способно хоть как-то компенсировать, минимизировать агрессивное, вредоносное воздействие других институтов социализации (социально, нравственно нездоровой семьи, неформальной асоциальной группы сверстников и т.д.), влияние на формирующееся сознание подрастающего поколения средств массовой информации и безудержного нравственного вандализма рекламы. Продуктивные в этом направлении школы включают учащихся в многообразие социальных практик, предоставляя возможность выбора дел по интересам и способностям, обеспечивая адресную педагогическую поддержку и психологическое сопровождение включения детей в коллективную деятельность. Ориентирами для организации этих процессов являются:

• диалогичность и профессиональная направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

• предоставление необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений и осознание персональной ответственности за их реализацию;

• деятельностно-творческий характер учебно-воспитательного процесса;

• предоставление права выбора содержания и способов овладения знаниями, прежде всего в области дополнительного образования;

• предоставление возможностей учащимся для апробирования моделей своего поведения, уточнение их социальноличностной эффективности.

В отечественной социальной педагогике и психологии подчеркивается, что социализация – не пассивный, а активный процесс, в котором важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как субъекта социализации. Поэтому традиционную структуру механизмов социализации (подражание, имитация, "заражение", суггестия (внушение), интериоризации, оспособление, экстериоризация, опривычивание) на основании теории социального обмена следует расширить новым значимым для развития субъекта деятельности и общения механизмом ротации. В процессе "обменных сделок" на основе определения выгод устанавливается вектор, направленность социализации личности. В конечном счете это приводит к ее самоопределению, саморазвитию, которое возможно лишь на определенной стадии развития (в младшем подростковом возрасте), когда сформировались механизмы саморегуляции.

Личность как человеческая индивидуальность, носитель и представитель общечеловеческой сущности есть результат ее собственных усилий во всем главном, принципиальном для ее существования среди себе подобных. Конечно, личность не "саморазвивается" в одиночку, но успех или неуспех всех формирующих, воспитывающих, сопровождающих воздействий зависит от того, сопротивляется или поддается личность этим воздействиям. В то же время никакое единичное саморазвитие невозможно без переплетения с множеством других единичных саморазвитий, без взаимопроникновения этих процессов. Как считает С. И. Гессен, указать и обеспечить путь и механизм социализации – настоящее искусство воспитания. По его мнению, давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор. Именно в этих условиях индивид приобретает стрессоустойчивость, саморегуляцию, способность выхода из сложных жизненных затруднений.