Шкала одиночества

Опросник предложен Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.

Цель методики: исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Испытуемому предлагается рассмотреть ряд утверждений последовательно и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к его жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда" (табл. 10).

Таблица 10. Опросник "Шкала одиночества"

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

Мне не С кем поговорить

Для меня невыносимо быть таким одиноким

Мне не хватает общения

Я чувствую, будто никто

действительно

не понимает меня

Я застаю себя

в ожидании, что люди

позвонят или напишут

мне

Нет никого, к кому я мог бы обратиться

Я сейчас больше ни с кем не близок

Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи

Я чувствую себя покинутым

Я неспособен

раскрепощаться

и общаться с теми, кто

меня окружает

Я чувствую себя совершенно одиноким

Мои социальные отношения и связи поверхностны

Я умираю по компании

В действительности никто как следует не знает меня

Я чувствую себя изолированным от других

Я несчастен, будучи таким отверженным

Мне трудно заводить друзей

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка результатов: подсчитываете количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов "часто" умножается на три, "иногда" на два, "редко" — на один и "никогда" — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества -60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.

Тест "Незаконченные предложения"

Этот тест относится к методикам, изучающим мотивационную сферу и направленность личности (рис. 16). Мотивы — это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить, случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Рис. 16. Структура уровня притязаний

Мотивы отличаются друг от друга видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности, в которой они реализуются.

Центральным элементом мотивационной сферы личности является ее направленность. Направленность — это система осознанных целей, которые активно достигаются в процессе деятельности. К. К. Патонов выделяет следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень — это общественная значимость направленности человека, зависящая от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это качество направленности связано с моральным обликом и идейностью личности.

Широта направленности связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой человек.

Интенсивность направленности определяется степенью оформленности, осознанности и активности, лежащих в основе ее побуждений.

Устойчивость направленности — это ее устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям. Устойчивость направленности связана с волевыми свойствами личности.

Действенность — это степень реализации целей направленности в практической деятельности.

Целью теста является исследование направленности индивида, системы его отношений. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений, каждое из которых направленно на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и притязаний.

Обработка результатов. Все предложения в соответствии с ключом (табл. 11) разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке, где графически изображается профиль личности.

Таблица 11. Ключ к тесту "Незаконченные предложения"