Шарлоттский проект – решение проблемы доверия к средствам массовой коммуникации

Пресса: ее основное значение состоит в том, что она учит людей с недоверием относиться к прессе.

Сэмюэль Батлер

Рассмотрим проект, осуществленный в г. Шарлотт (США, 1991 г.). Данный проект был вариантом решения насущной проблемы – как остановить падение доверия людей к деятельности журналистов и вытекающую отсюда политическую апатию, что справедливо рассматривается сегодня как реальная опасность существующей демократии[1]. Как говорили аналитики, "общественное безразличие, недостаточная информированность и политическая апатия достигли в это время невиданного доселе уровня"[2]. Избиратели не только отключились от избирательного процесса, но и не видели связи между помпезным стилем и ОГЛАВЛЕНИЕм кампании, с одной стороны, и сложными проблемами управления государством после выборов – с другой. Как утверждалось в намерениях организаторов проекта, пора было перестать уделять столько внимания политическому театру, определить для себя, что хотят знать избиратели, рассматривать избирательную кампанию лишь как первый шаг в более широком процессе управления государством. Средства массовой информации за столетия демократии установили такую тесную связь с политиками и их окружением, что она почти достигла уровня идеального симбиоза. Несмотря на то что журналисты и кандидаты выглядят как естественные противники, схватившиеся в нескончаемой борьбе, на деле они нуждаются друг в друге. Политикам нужна аудитория, журналистам – доступ к источникам информации. Такое совпадение интересов уже на протяжении нескольких поколений происходит за счет игнорирования интересов электората.

Проблемы же, волнующие общество, должны стать ОГЛАВЛЕНИЕм избирательной кампании. А пресса должна их освещать[3].

Работа газеты "Шарлотт Обзервер" с гражданской предвыборной программой

В 1991 г. "Шарлотт Обзервер" начала работу по формированию гражданской предвыборной программы:

• основные пункты избирательных программ должны определять не кандидаты, а избиратели;

• кандидаты должны держать ответ по существу этих пунктов;

• привлекать читателей к участию в освещении избирательной кампании и к оценке кандидатов и работы прессы.

Но для того чтобы в проект поверили, надо было, чтобы сами читатели решили, какие проблемы требуют обсуждения. Чтобы точно определить пожелания граждан, силами компании "Кей-Пи-Си Рисерч" в декабре 1991 г. и январе 1992 г . был проведен опрос 1003 взрослых респондентов, который обошелся газете и телестанции в 18 тыс. долл.

Редактор обратился к читателям: "Освещение выборов будет проводиться в связи с теми проблемами, которые назвали рядовые граждане, и мы будем ставить вопросы от лица избирателей"[4].

"Шарлотт Обзервер" опубликовала результаты опроса, свидетельствовавшие об обеспокоенности граждан своим будущим. Респондентов заботило, как они смогут приспособиться к меняющимся временам. Большинством опрошенных были названы шесть основных проблем: экономика и налоги, преступность и наркомания, здравоохранение, образование, состояние окружающей среды, проблемы семьи и местного сообщества.

В последующие недели газета публиковала материалы, увязывающие эти проблемы с реальной жизнью. Позиции кандидатов важны в той степени, в какой они помогают найти решения этих проблем. На страницы "Шарлотт Обзервер" вышли граждане со своими заботами: читателям предлагалось передавать в газету вопросы, которые будут использованы корреспондентами при проведении интервью; читателей просили высказывать суждения о происходящих событиях и выступлениях кандидатов; их высказывания использовались в корреспонденциях; газета просила читателей рассказать, как та или иная проблема сказывается на их повседневной жизни.

Газета держала руку на пульсе общественного мнения. Были осуществлены замеры общественного мнения, читателей просили дать оценку освещения кампании. Замечания читателей регулярно публиковались. Существовала рубрика "Вам слово", когда целая страница отводилась высказываниям читателей по вопросу, поставленному редакцией. Так рубрика не только привлекала на страницы газеты сотни читателей, но и давала читателям понять, что с их мнением считаются. Их опрашивали, интервьюировали, предлагали задавать вопросы кандидатам, приглашали на общественные дискуссии и почти ежедневно выставляли их героями новостных сообщений. Читатели определяли тон и направление освещения избирательной кампании. Газета предложила читателям присылать вопросы, адресованные кандидатам. Лучшие вопросы брались на вооружение корреспондентами "Шарлотт Обзервер", направляющимися на пресс-конференцию. Газета добивалась получения ответов на вопросы читателей, связываясь с избирательными штабами кандидатов.

Вот еще несколько инициатив газеты, предпринятых с целью вовлечения читателей в освещение кампании:

• президентские дебаты. Помимо обычного пересказа и оценок соперников "Шарлотт Обзервер" препарировала репортаж о дебатах под углом зрения гражданской программы: аргументы участников дебатов сопровождались мнениями читателей, следивших за дебатами по телевизору;

• регистрация избирателей. Газета руководствовалась желанием максимально приобщить читателей к демократическому процессу;

• детское голосование. Газета информировала читателей об этой программе, чтобы дать подрастающему поколению представление о проблемах, кандидатах и избирательном процессе;

• не желающим голосовать посвящались материалы, в которых газета пыталась объяснить, что отличает их от большинства избирателей;

• проект "Голосуй осознанно". Для нуждающихся в дополнительной информации политического характера газета публиковала телефонный номер, по которому можно было бесплатно связаться с информцентром и получить данные о финансовых отчетах избирательных кампаний, биографическую информацию и сведения о деятельности кандидатов на государственной службе и результатах их голосования по законопроектам.

Контент-анализ "Шарлотт Обзервер" и вывод о результативности реформы газеты

Чтобы оценить действенность проекта, Пойнтеровский институт использовал контент-анализ содержания "Шарлотт Обзервер" для сравнения материалов по осенней кампании 1992 и 1988 гг. Газета добилась поставленной цели – она существенным образом переключилась с освещения политических маневров кандидатов па анализ актуальных проблем. В целом количество материалов, посвященных кампании по выборам президента США, в 1992 г, почти удвоилось по сравнению с 1988 г. за счет материалов по актуальным проблемам в предвыборных программах. Сократилась публикация материалов, описывающих стратегию избирательных штабов. Вместо вопроса "За кого вы будете голосовать?" избирателям задавался вопрос "За что вы будете голосовать?". Больше внимания уделялось информированию читателей о технических аспектах избирательного процесса. Увеличился не только объем этих материалов, но и частота публикации. В последние 58 дней осенней кампании в газете были помещены 32 информационных материала о регистрации для участия в выборах, порядке и месте голосования и т.п. Обратим внимание на то, что здесь в прагматических целях анализа эффективности социальной программы была использована социологическая методика анализа содержания, которой будет посвящена Вперед глава.

Заметили ли все эти изменения в политике газеты сами читатели? Примерно каждый четвертый читатель заметил перемены в освещении политики. Еще один опрос был проведен нс только среди читателей "Шарлотт Обзервер", но и среди тех, кто предпочитал конкурирующие издания. По сравнению с читателями других газет читатели "Шарлотт Обзервер":

• чаще утверждали, что их газета помогла им ощущать себя частью политического процесса;

• чаще считали, что их газета помогла им определиться при голосовании;

• лучше ощущали связь между освещением газетой кампании и теми проблемами, которые занимают их в личном плане;

• в течение исследуемого периода стали чаще обращаться к газете.

Результаты, которых удалось достичь в ходе реализации проекта:

• сотни граждан, которые раньше занимали позицию безучастных наблюдателей, стали активными участниками кампании и ее освещения прессой;

• увеличилось число граждан, которые приняли участие в голосовании;

• газета нашла новые пути установления связей с читателями.

В ходе реализации проекта общественность страны узнала, что читатели могут быть не только потребителями, но и партнерами; поиски путей решения вопросов важны для читателя; объективность, к которой стремятся журналисты, определяется самими читателями; политические вопросы следует освещать под углом интересов граждан; эрозия гражданской позиции и падения читательского интереса – взаимосвязанные явления: их необходимо возрождать совокупно.