Сговор и картель

Риск обострения конкуренции, начала ценовых войн толкает фирмы к сговору с целью поддержания цен, достижения стабильности и согласованности действий. Формой такого сговора считается картель.

Картель это группа самостоятельных фирм, которые согласуют свои решения по поводу цен и объемов производства так, как если бы они представляли собой единую монополию.

Картель создается с целью поддержания цен на высоком уровне и обеспечения сто участникам сверхприбыли. Наиболее слабое звено в деятельности картеля – проблема согласования решений между его членами.

Для образования картеля необходимы следующие условия.

1. Вход на рынок должен быть закрыт для новых, не входящих в картель, компаний. В противном случае, после того как участники картеля поднимут цену, начнется приток новых фирм в отрасль, которых привлекут более высокие цены. Предложение возрастет, и цена упадет ниже монопольного уровня.

2. Руководители всех участников картеля должны оценить рыночный спрос и определить, какой общий объем выпуска продукции должен соответствовать установленной высокой цене.

3. Установить квоты для каждого члена картеля с тем, чтобы суммарный объем производства всеми членами картеля не превысил установленный.

4. Определить правила и контроль над соблюдением установленных квот.

Самый известный пример международного картеля – Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Он контролирует объемы выпуска сырой нефти, устанавливает квоты для своих членов с целью контролировать цепы и увеличивать прибыли.

Существуют и другие группы компаний, функционирующие по типу картеля. Например, соглашение картельного типа прослеживается в практике международного линейного морского судоходства. На протяжении более 50 лет основой организации рынка линейного судоходства были морские линейные фрахтовые конференции, которые регулярно обслуживали устойчивые потоки между крупнейшими портами мира на всех континентах.

Компании, входившие в ту или иную конференцию, договаривались о совместной эксплуатации регулярных морских линий. Они устанавливали единое расписание движения судов, правила для клиентов (букирования тоннажа и расчетов), определяли цены на перевозки и устанавливали квоты для участников картеля. Цены на перевозки подлежали открытой публикации. Однако в соответствии с антимонопольным законодательством ЕС на основании положения Еврокомиссии № 4056/86 с 18 октября 2008 г. все фрахтовые конференции подлежат ликвидации. Это, однако, не ликвидировало сговор компаний, которые ранее юридически входили в те или иные фрахтовые конференции. Формально "независимые" компании продолжают работать по близким по уровням тарифам и на практически одинаковых условиях, хотя им теперь сложнее договариваться друг с другом о квотах (разделе рынка – грузовой и клиентской базы).

В большинстве стран мира действуют антимонопольные законы, ограничивающие возможность крупных компаний контролировать рыночные цены. Однако это не служит препятствием осуществления крупными компаниями ценового сговора, заключенного тайно в устной форме. Главное – создать видимость рыночной конкуренции, обойти тем самым антимонопольные законы. При этом участники тайных соглашений вынуждены идти на взаимные уступки в целях обеспечения общих интересов, развивать формы неценовой конкуренции (дополнительные услуги, послепродажное обслуживание и т.п.).

Соглашения присутствуют и на рынке международных воздушных перевозок как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Согласно двусторонним межправительственным соглашениям о международном воздушном сообщении правительства государств "назначают" уполномоченных воздушных перевозчиков, которые будут работать на основных линиях, связывающих главные пассажиропотоки указанных стран. Эти назначенные перевозчики заключают "соглашения о пуле", т.е. оговаривают расписания полетов, их регулярность и ценовые тарифные ограничения. Например, в "не сезон", купив билет на рейс Аэрофлота и направляясь в Мадрид, пассажир, подходя к стойке регистрации в аэропорту, вдруг узнает, что полетит совместным с авиакомпанией Иберия рейсом. Хотя самолет будет всего один, например, воздушное судно Аэрофлота. И экипаж будет российским. Но в "соглашениях о пуле" авиакомпаниям, в них участвующим, придется делиться частью заработанных прибылей и убытков, а также всем объявлять, что пассажиры летят объединенным рейсом. На рынке воздушных перевозок такая организация рынка называется кодшерингом (англ. code share agreement).

Многосторонние воздушные союзы хорошо известны пассажирам, много и часто летающим на зарубежных рейсах. Все они "зарабатывают и экономят мили", так как получив соответствующую карточку, участвуют в программах тех или иных международных авиаальянсов. Участники авиационных альянсов не называют их формой картельного сговора, хотя по экономическим и организационным признакам они таковыми, безусловно, являются. К наиболее известным альянсам сегодня относятся: Star Alliance, Sky Team, Oneworld. Например, Аэрофлот, участвующий в альянсе Sky Team, обязан использовать совместные со своими партнерами рейсы, согласовывать с ними расписания полетов, применять разработанную альянсом единую систему бронирования. Формально тарифного сговора между членами альянса не существует, но по сути он, безусловно, присутствует. Об этом свидетельствуют бонусные программы, когда сэкономленные мили одного перевозчика могут быть использованы на рейсах других перевозчиков, входящих в альянс. Кроме того, альянсы помогают авиакомпаниям проникать на новые рынки. Например, на воздушный рынок США, доступ на который имеют право только авиакомпании, оговоренные в международных соглашениях между США и европейскими странами, могут проникнуть и другие члены альянсов посредством того же код-шеринга.

Как уже отмечалось, картель выступает на рынке как единая монополия. Он устанавливает картельную цену и объем производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки. На рис. 12.8, а максимальная прибыль картеля в целом достигается при цене Р и объеме производства Q. Если бы картель не существовал, то все фирмы, в него входящие, действовали бы автономно и цены и объем выпуска установились бы на конкурентном уровне. На рис. 12.8, а это, соответственно, Р1 и Q1.

Рис. 12.8. Цена и объем производства картеля в целом (а) и входящей в него фирмы (б)

Вместе с тем для каждой фирмы, входящей в картель, картельная цена Р воспринимается как данная извне. На рис. 12.8, б изображена ситуация с позиций каждой фирмы. Мы видим, что при картельной цене Р выпуск продукции фирмой ограничен объемом q. Однако фирме выгодно увеличивать собственный объем производства, поскольку равенство предельного дохода и предельных издержек при цене Р достигается при большем объеме, а именно q2. Здесь возникает противоречие между интересами фирмы как участницы картеля (максимизация прибыли картеля в целом и всех фирм, в него входящих) и индивидуальными интересами фирмы, которая может еще больше увеличить свою прибыль, нарушив картельное соглашение первой. Если все фирмы нарушат правила картеля, то цена установится на конкурентном уровне и составит P1. Поэтому центробежные силы внутри картеля экономически вполне обоснованы.

Как мы видим, поведение фирм на рынках олигополии носит весьма противоречивый характер. Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности фирм в этих условиях.