Сервисы глобальных сетей

Какие услуги доступны в Интернете?

1. Веб-сервис. Коллективный доступ в режиме чтения с разных компьютеров к одному хранилищу информации (сайту или веб-сайту), представленной в "человеческом" медиаформате – в виде комбинации текста, звука, изображения, видео.

Сайт – комплект связанных гиперссылками документов (веб-страниц), доступных в Интернете, для просмотра с помощью программы-обозревателя.

Гиперссылка – это часть электронного документа, указывающая на другое место в данном документе (внутренняя гиперссылка) либо на другой документ или файл (внешняя гиперссылка).

Для аналогии сопоставим места сохранения электронной информации в сети с хранилищами "бумажной" информации (табл. 10.1).

Веб-сервис, как правило, доступен в режиме online – во время работы пользователя в сети. Новостные сайты предлагают подписку на новостные ленты или тематические новости и рассылку их пользователям. Доступ к информации однонаправленный: группа специалистов готовит информацию для широкого круга пользователей и поддерживает ее обновление. Пользователи (читатели) не могут оказывать

Таблица 10.1

Аналогия хранения электронной и "бумажной" информации

Хранилище в сети

Хранилище информации на бумажном носителе

Веб-страница

Раздел обычной бумажной книги, содержащий и текст, и рисунки, и сноски

Сайт (набор веб-страниц)

Бумажная книга, связанная воедино с помощью оглавления, указателей, сносок, нумерации страниц

Портал (сайт или даже набор сайтов и услуг- сервисов)

Универсальная библиотека, включая хранилища книг, систему классификации (индексирования), систему поиска и систему обслуживания

непосредственного влияния на создателей сайта и на его содержимое. Хотя могут создателям или владельцам сайта посылать письма по электронной почте или делать отметки о качестве просмотренных материалов.

2. Форум – двусторонний обмен текстовой и графической информацией в режиме offline. Информация, как правило, определенной тематической направленности "выкладывается" одними пользователями в "общее" место и в любой момент времени доступна другим пользователям. Естественно, что выкладывание сообщения и его чтение происходят в режиме online. Разновидностью форумов является другая форма диалогового обмена информацией в сети – FAQ ("ЧаВо" или часто задаваемые вопросы), которые представляют собой списки ранее заданных пользователями форума вопросов с "готовыми" ответами.

3. Хостит – услуга размещения файлов сайта на сервере в сети (как правило, Интернет), на котором запущено программное обеспечение для обработки запросов к файлам (веб-сервер). Владелец сайта должен заниматься продвижением сайта (чтобы сайт стал заметным, посещаемым) и его постоянным обновлением (поддержкой).

4. Электронная почта – пересылка текстовых сообщений с возможностью приложения к письму файлов. Режим доступа – при отправке и получении писем online, отправка и получение могут быть разнесены во времени на интервал до нескольких суток.

5. Чат – обмен текстовыми сообщениями в условиях Double Online, т.е. все "разговаривающие" должны быть в сети одновременно. В настоящее время, как и форумы, чат вытесняется программами универсального мультимедийного online-общения. Программы Google Talk и Skype позволяют не только обмениваться текстовыми сообщениями, но одновременно и разговаривать и видеть собеседника.

6. Пересылка файлов – однонаправленное копирование (т.е. режим только чтение) с удаленного компьютера файлов и структуры папок. Обычно переход к скачиванию файлов осуществляется по гиперссылке с веб-сайта. Возможен как режим online, так и режим offline для пользователя, когда обновление системного и прикладного программного обеспечения проводится автоматически по определенному расписанию.

7. Файлообменные сети – одноранговые полносвязные сети, работающие по протоколу P2P (peer-to-peer[1], P2P – равный-равному, клиент-клиенту). Иногда этот протокол называют BitTorrent (битовый поток). Каждый клиент такой сети может запросить и получить файлы целиком или их фрагменты от другого клиента, который на момент передачи становится "де-факто" отдающим – сервером. Число клиентов и отдающих серверов в сети велико и постоянно меняется.

В подобной сети две проблемы.

Первая проблема – как клиенту узнать адрес другого клиента, у которого есть интересующая его информация (файлы). В таких сетях устанавливают трекер – специализированный сервер, на котором файлы не хранятся. На трекере хранится постоянно обновляемый список адресов клиентов и имеющихся у них файлов или их фрагментов. Клиенты с помощью веб-сервиса обращаются к трекеру только за информацией – где есть необходимые для них файлы. Затем, минуя трекер, клиенты обращаются по полученному адресу и скачивают файлы или его недостающие фрагменты. После завершения скачивания клиент автоматически оповещает трекер о полученных файлах и дополняет список адресов клиентов. Теперь он тоже может отдать кому-то копии полученных файлов. Схема обеспечивает высокую скорость обмена информацией в сети и стала общепринятой. Популярны схемы с децентрализованным сервером-трекером, где таблицы со списками распределяются по разным компьютерам сети, увеличивая скорость обмена.

Вторая проблема файлообменных сетей – юридическая. В большинстве стран запрещено создавать копии даже лицензионных электронных документов, кроме как для целей резервирования и, естественно, без передачи другому пользователю. Законна ли работа в файлообменной сети? Однозначного ответа нет. Некто П. скачал из сети фильм "Ночной дозор", и его копия фильма очевидно нелицензионная. Причем П. скачивал разные фрагменты файла у Иванова, Кошкина, Березина, Михайлова, т.е. не создавал защищаемых лицензией целостных объектов.

8. Удаленный доступ к ресурсам и программному обеспечению другого компьютера, включая удаленное администрирование (т.е. удаленную настройку компьютера и запуск на нем исполняемых программ).

9. Телеконференции – обмен информацией в режиме online для всех участников. Пример использования телеконференции в профессии – телеконференции в практике проведения судебных заседаний для общения с "виртуально присутствующим" осужденным или свидетелем, находящимся "под защитой".

10. Социальная сеть в Интернете – сообщество из людей со схожими интересами и (или) деятельностью. Связь осуществляется через сервис внутренней почты или путем мгновенного обмена сообщениями. На сайте сети можно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и др.), по которой аккаунт пользователя найдут другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Используется система "друзей" и "групп". Популярные русскоязычные: В Контакте (vkontakte.ru), Одноклассники.ru.

11. Блог (от "веб" и "лог", т.е. веб-дневник) – сетевой дневник, минисайт, создаваемый, редактируемый, наполняемый постингами (записями) самим пользователем и его комментаторами. Создание блога и выбор дизайна не требует профессиональных знаний и занимает несколько минут. При правильном выборе тематики и содержания можно объединить большие сообщества пользователей (корпоративные блоги, блог города, студенческий блог и т.п.). Популярные русскоязычные площадки размещения блогов: Живой журнал (livejournal.com), Liveiternet.ru, mail.ru.

К недостатку блогов относится возможность размещения ложной, клеветнической информации, искажения авторской информации из-за низкой защищенности.