Сербия и Черногория

Сербия и Черногория 27 апреля 1992 г. провозгласили образование Союзной Республики Югославия (СРЮ) и приняли конституцию, в преамбуле которой обращалось внимание на историческую взаимосвязь интересов государств Сербии и Черногории, на добровольность их объединения и на непрерывную правосубъектность Югославии. Таким образом, СРЮ объявила себя правопреемницей СФРЮ. Основным принципом государственного устройства страны является принцип разделения властей. Союзная Республика Югославия – это государство с федеративной формой административно-территориального устройства, в состав которого входят в качестве союзных республик Сербия и Черногория. В основном законе СРЮ было предусмотрено разграничение предметов ведения между СРЮ и союзными республиками.

В вопросах, не отнесенных к компетенции СРЮ, обе республики были суверенны, могли поддерживать международные отношения, состоять в международных организациях. В СРЮ устанавливалась смешанная форма правления. Президент как глава государства представлял государство внутри страны и за рубежом, назначал выборы в Союзную скупщину (парламент), предлагал кандидата на пост председателя Союзного правительства Союзной скупщине и т.п. Глава государства избирался тайным голосованием депутатов Союзной скупщины на четыре года.

В 2000 г. в связи с принятием конституционных поправок порядок избрания Президента СРЮ изменился: глава государства стал избираться путем всеобщих прямых равных выборов в два тура. Законодательным органом являлась Союзная скупщина, которая имела двухпалатную структуру: вече граждан и вече республик. Депутаты веча граждан избирались в союзных республиках путем прямых выборов и тайного голосования. В основу формирования веча республик был положен принцип партийного представительства каждой республики в численном составе палаты: по 20 союзных депутатов от каждой республики.

В качестве органа конституционного контроля был учрежден Союзный конституционный суд, состоящий из семи судей, избираемых на пять лет.

В июле 1992 г. в связи с причастностью в то время к вооруженному конфликту в Боснии и Герцеговине в отношении СРЮ по решению Совета Безопасности ООН были введены экономические санкции. В дальнейшем СРЮ приняла активное участие в боснийском урегулировании, в результате чего в 1996 г. санкции были отменены. Затем сложилась напряженная обстановка в Косове и Метохии (район преимущественно с албанским населением). В 1998 г. здесь активизировались сепаратистские силы, опирающиеся на негласную помощь со стороны Албании. Все больше о себе заявляла так называемая "Освободительная армия Косова". Под угрозой бомбардировок со стороны сил НАТО союзное руководство пошло на серьезные уступки, существенно сократив контингент войск в районе Косова.

Со стороны Совета Безопасности ООН в СРЮ была направлена миссия наблюдателей ОБСЕ. Однако после срыва переговоров в феврале 1999 г. в Рамбуйе руководство НАТО взяло курс на прямое вмешательство во внутренний конфликт под предлогом защиты прав албанского населения Косова. В течение нескольких месяцев территория Югославии подвергалась масштабным бомбардировкам авиации, одновременно развернулась пропагандистская истерия. Оказавшись иод мощным военно-политическим и пропагандистским прессингом, руководство СРЮ было вынуждено пойти на уступки. Югославские войска покинули Косово, а эта территория, формально оставаясь под юрисдикцией Белграда, перешла под контроль международных сил, где основную роль играли страны НАТО, но обеспечить стабильность и правопорядок они не смогли. Началось изгнание неалбанского населения, разрушение православных храмов.

В 2002 г. Сербия и Черногория пришли к новому соглашению относительно продолжения сотрудничества в рамках союза, которое, среди других изменений, обещало окончание использования названия "Югославия". Федеральный парламент 4 февраля 2003 г. провозгласил создание Государственного Союза Сербии и Черногории, была создана конфедерация, и обе республики (Сербия и Черногория) были уравнены в правах.

После референдума о независимости Черногории 21 мая 2006 г., в результате которого 55,5% избирателей проголосовали за выход республики из союза, Черногория 3 июня 2006 г., а Сербия 5 июня 2006 г. провозгласили независимость. Государственный Союз Сербии и Черногории распался на Сербию и Черногорию, и прекратил свое существование 5 июня 2006 г.

На референдуме 28–29 октября 2006 г. была принята новая Конституция Сербии, которая заменила основной закон 1990 г. Выборы в парламент страны состоялись 21 января 2007 г.

Сербская конституция предусматривает самостоятельность и независимость государственных органов, защищающих свободы и права граждан, законом утвержденные права и интересы юридических субъектов и обеспечивает конституционность и законность.

Судебная власть принадлежит судам и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебные решения принимаются от имени народа и на основе конституции и закона, ратифицированных международных договоров и регулирований, принятых на основе закона. Решения суда являются обязательными для всех и не могут быть предметом внесудебного контроля. Решение суда может быть пересмотрено только по решению компетентного суда в установленном законом порядке.

Острой проблемой для Сербии остается вопрос о статусе Косова. Эта проблема вызывает много споров и разногласий также в международном сообществе. Как уже говорилось, в результате активных боевых действий военно-воздушных и военно- морских сил НАТО против Союзной Республики Югославии и под давлением дипломатии руководство Югославии было вынуждено согласиться вывести с территории автономного края Косово и Метохии военные и полицейские силы, тем самым утратив фактический контроль над ней. С июня 1999 г. Косово и Метохия находились под управлением администрации ООН и под фактическим военным протекторатом НАТО (KFOR).

Парламент Косова 17 февраля 2008 г. в одностороннем порядке объявил о независимости от Сербии и о формировании суверенного государства Республика Косово. Однако согласно конституции Сербии парламент края не обладает необходимыми для отделения полномочиями, поэтому объявление независимости нелегитимно, и Косово формально-юридически по-прежнему входит в состав Сербии как автономный край Косово и Метохия.

Ряд государств признали независимость Косова. Первой такое решение приняла Франция, а затем к ней присоединились Великобритания, Италия, США. В феврале 2011 г. число стран, признавших независимость Косова, достигло 75. В то же время против признания независимости края выступили Испания, Кипр, Греция, Румыния, Бразилия, Индия, Китай, Россия и другие страны.

С точки зрения Сербии и не признавших отделение государств, Косово на данный момент – автономный край Сербии, в одностороннем порядке заявивший о своей независимости, признанный некоторыми странами самостоятельным государством и получающий поддержку войск НАТО, которые противодействуют восстановлению территориальной целостности Сербии и установлению конституционного строя на территории Косова и Метохии.

В качестве ответной меры на объявление независимости парламент Сербии принял единогласное решение об аннулировании решения краевого парламента Косова. Аналогичное решение приняло правительство Сербии, расцепив декларацию как нарушение конституции Сербии. Республика Косово была названа "фальшивым государством на территории Сербии", а на лидеров республики заведены уголовные дела. Сербия также отозвала послов из США, Германии и Великобритании. 28 июня 2008 г. была сформирована Сербская скупщина Косова – местный парламент в северной части края, не контролируемой албанцами. Новый парламент поддержали Сербия и Россия, а США, руководство ЕС и власти самопровозглашенной Республики Косово объявили его нелегитимным.