Семья

Семья является универсальным социальным институтом. Она выполняет функции воспроизводства населения, заботы о детях и их социализации, т.е. обучения их соблюдению социальных норм, делающего возможным передачу культуры общества от поколения к поколению.

Одно время принято было противопоставлять расширенную семью и ядерную (нуклеарную) семью. Расширенная семья – социальная единица, включающая родителей и детей, а также других более дальних родственников – возможно, бабушек и дедушек, дядь или теть, живущих вместе иод одной крышей. Ядерная семья – это семья, состоящая из мужчины и женщины и их детей.

Процесс индустриализации во многом ведет от расширенной семьи к ядерной. Последняя, будучи свободной от широких родственных связей, более мобильна географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу, не ограничивает выбор партнера по браку и дает возможность определить профессию каждого из супругов на основе их собственных склонностей и успехов. Современные семьи чаще являются, однако, модифицированными расширенными семьями. В индустриальном и тем более в постиндустриальном обществе отношения между родственниками действительно становятся более свободными. Они далеко не всегда проживают вместе. Но ядерная по внешней форме семья продолжает поддерживать регулярные контакты с родней и получает от нее практическую помощь во многих делах, начиная с воспитания детей и кончая крупными покупками. В этой системе взаимной поддержки важная роль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с данной семьей, что приводит к образованию вокруг каждой семьи определенной группы поддержки, включающей как родственников, так и тех, кто не относится к ним.

Не только Маркс, но и другие крупные мыслители XIX и XX вв. выдвигали гипотезу более или менее скорого исчезновения семьи. Одни об этом сожалели, другие радостно торопили данный процесс. "Однако семья не только не исчезла,– пишет А. Бургьер, – она часто является единственным несокрушимым оплотом, который оказывает сопротивление давлению извне (сопротивление пролетариата капиталистической эксплуатации, сопротивление давлению тоталитарного государства). Возможно, это одно из противоречий нашего времени... Отчизна, церковь, государство превратились в лишенных смысла чудовищ, пустозвонная речь которых только и делает, что отсылает личность к самой себе. Остается только одна религия (в первоначальном смысле этого слова), способная соединить личность с прошлым, а ее поступки – с поступками уже совершенными и запавшими в память с детства. Это семья. Вот чем можно объяснить почти религиозный трепет, который сегодня вызывает семья у французов, оторванных как никогда от традиционных ценностей".

Семья наряду с собственностью является краеугольным камнем структурных социальных отношений. Институт семьи не остается неизменным. В индустриальном обществе постепенно ослабляются экономические и социальные связи, побуждающие к вступлению в брак. Атмосфера все большей дозволенности вытесняет осуждение свободного союза. В этом обществе семья, являвшаяся когда-то одной из важных форм передачи власти и собственности, все более превращается в семью, замыкающуюся в царстве частной жизни и постепенно передающую компетенцию и власть государству или обществу в целом. Изменения, происходящие с семьей в индивидуалистическом обществе, не обнаруживают, однако, тенденции к ее исчезновению. Можно говорить об определенном кризисе супружества, но не о кризисе семьи. Пока существует индивидуалистическое общество, будет, очевидно, существовать и семья, хотя формы ее не останутся неизменными.

Иначе обстоит дело в коллективистическом обществе. Чем больше оно акцентирует внимание на преимуществах коммунитарных отношений и ущербности структурных отношений, тем яснее обнаруживается его изначальная враждебность семье. Маркс и Энгельс не оговаривались, провозглашая общность жен в будущем коммунистическом обществе: отрицание семьи вытекает из самой сути коммунизма и безраздельно господствующих в нем коммунитарных отношений. Классикам марксизма не хватило лишь смелости провозгласить это следствие прямо и открыто.

Реальное коммунистическое (социалистическое) общество никогда не рисковало полностью отменить семью как пережиток прошлого и ввести что-то подобное общности жен. Упразднение семьи оно оставляло будущему, ограничиваясь в настоящем ее ослаблением. Способы ограничения укрепляющего воздействия семьи на социальную структуру были многообразными. В их число входили: устранение семьи из системы экономических отношений путем ограничения имущества и средств, принадлежащих ей, сужения прав наследования и т.п.; прозрачность семейных отношений для коллектива и общества, постоянное вмешательство последних в семейные конфликты, преследование всех членов семьи за ошибки одного из них, указание всех родственников, включая и умерших, во всевозможных анкетах и т.п.; ужесточение процедуры развода, естественной в случае распада семьи, невозможность разводов для партийной номенклатуры и усложнение их для других членов общества, перечисление всех прошлых браков в любых сколько-нибудь важных документах; категорическое осуждение сожительства или свободного союза; суровое моральное осуждение идеи осуществления желаний, в частности любовных, в рамках семьи; превращение семьи из ячейки общества в ячейку государства; ослабление материальной и эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга; экономические и иные трудности создания новой семьи, в частности трудности, связанные с жилплощадью и пропиской; ослабление вертикальных связей родства, особенно связи "отцы – дети"; снижение интенсивности общения в ссмьс путем переключения энергии ее членов на задачи, представляющиеся более социально важными, и др.

Коллективистическое стремление если не разрушить, то хотя бы существенно ослабить семью самым серьезным образом сказывается на любви. Прежде всего от него страдает любовь к ближнему, которую христианство считало эпицентром любви и необходимым условием любви к Богу. Постоянное давление на семью негативно сказывается также на любви к человеку, любви к Богу, любви к жизни И др.

В истолковании семьи есть, таким образом, два крайних полюса. Для коллективизма семья – это ячейка государства, для индивидуализма семья – это крепость, опираясь на которую индивид противостоит окружающему миру.

Между этими крайностями есть широкое поле промежуточных форм, которые используются современным капиталистическим обществом в ходе постепенного изменения функций семьи. Общее направление этих изменений – большая открытость семьи обществу, не доходящая, однако, до идеи сделать семью одним из элементов государственной машины.