Семантические, категориальные и лексические системы значений слов

Описывая различия симпрактического (связанного с конкретными практическими ситуациями) и синсемантического (языкового) значения слова, А. Р. Лурия (Лурия, 1998) выделяет три основных типа систем, с которыми непосредственно связано конкретное значение.

1. Деятельностный контекст (семантические системы).

2. Категориальные сети.

3. Лексические связи.

Деятельностный контекст строится на основе субъективного опыта. Именно его называют семантическим наполнением значения. В течение жизни человека определенные предметы становятся предметами его собственной деятельности (частью опыта практической или идеальной деятельности). Другими словами, предметы связываются, соотносятся в субъективном опыте человека через системы его активности (деятельности) с совокупностью других предметов, ситуаций, отношений. Условия деятельности в совокупности с опытом составляют индивидуальный деятельностный контекст значения.

Слово "автомат", например, у одного человека сразу же вызывает ассоциации с газированной водой, у второго – с релейным механизмом регуляции напряжения, у третьего – с оружием и т.д.

Принято выделять денотативную часть значения – прямая предметная отнесенность, и коннотативную часть – комплекс контекстуальных ассоциаций. Совокупность ассоциаций, определяемых деятельностным контекстом значения, называется его семантическим полем.

Категориальное значение (понятийное значение) определяется системой связей и отношений значения с другими значениями (понятиями) и их системами. Совокупности таких связей называются категориальными сетями.

Категориальное значение слова определяется тремя его функциями.

A) Абстрагирующая (выделение существенного) функция.

Существенными признаками понятия "стул" не являются ни его цвет (стул любого цвета остается стулом), ни его материал (дерево, пластик, металл и пр.), ни форма (круглый, квадратный, качалка и пр.), ни размер (детские, специальные), ни наличие-отсутствие обивки, ни даже количество ножек (есть трехногие и одноногие стулья, на полозьях и пр.). Существенно наличие спинки (иначе – табурет) и то, что это предмет для сидения (деятельностный контекст).

Б) Анализирующая (выделение явных и неявных признаков, свойств и отношений) функция.

Студенты следующим образом объясняли и подбирали примеры для несуществующих слов. 1. "Коммуникатилово" – устройство для коммуникации, мобильный телефон.

2. "Информатилово" – устройство для получения информации, компьютер, телевизор.

3. "Батарейница" – устройство для хранения батареек. 4. "Подушница" – устройство для хранения подушек.

При придумывании слов мы использовали тот факт, что суффикс "ил" в русском языке указывает на орудийность (зубило, дробило, мотовило), а суффикс "ниц" – на вместилище (сахарница, пепельница, гостиница). Носитель языка неосознанно анализирует состав слова, что способствует пониманию его значения.

B) Обобщающая (отнесение к определенному классу, группе, категории) функция.

При симпрактическом словообразовании определяющим является контекст (например, в эскимосском и эвенском языках), но правила словообразования основываются на категориальном и лексическом значениях слова[1].