Сельское хозяйство

Основу индийской экономики составляло сельское хозяйство. Его ведущей отраслью являлось земледелие. Благоприятный климат, система искусственного орошения в засушливых зонах позволяли получать два-три урожая в год. Важнейшими зерновыми культурами являлись просо и рис, в то время было известно более 20 сортов риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры, некоторые технические культуры, например индиго, являвшийся самым распространенным красителем тканей, высаживали тутовые деревья для разведения шелковичных гусениц.

Основой сельского уклада жизни была семья, входившая в состав сельской общины. Ее ядро состояло из постоянных и полноправных членов, владевших общинными наделами и имевших наследственное право на них. В нее могли входить представители только одной господствовавшей (или численно преобладавшей) в данной общине касты или представители родственных каст. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки - будь то нанятый общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, нанятый кем-либо из членов общины наемный работник и т.п.

Традиционная индийская община обычно включала в себя несколько соседних деревень. Иногда целый округ объединялся в большую общину. В каждой деревне были свой староста и общинный совет (панчаят). Представители каждой деревни, старосты и члены панчаята входили в общинный совет большой общины, который руководил сложной системой внутренних связей - разбирал жалобы, вершил суд, выносил приговоры. Немалую роль в совете играл староста, престиж и доходы которого были обычно довольно высокими. Он осуществлял связь с государственными учреждениями и должностными лицами, был ответственен перед ними. В некоторых общинах на смену выборной системе приходила наследственная, когда из поколения в поколение руководящие должности занимали представители одних и тех же семейно-клановых групп господствующей касты.

Община представляла собой саморегулирующийся социальный механизм, практически не нуждавшийся в контактах с внешним миром. Ее внутренняя жизни подчинялась четко отрегулированному взаимообмену продуктами и услугами в соответствии с нормами варново-кастовой иерархии. Представители высших каст имели право использовать за низкую плату труд выходцев из низших каст. Каждый член общины должен был не только четко знать свое место, права, обязанности, но и неукоснительно выполнять все то, что ожидали от него другие. Именно это делало общину саморегулирующейся и жизнеспособной, почти независящей от контактов с внешним миром.

Община вела натуральное хозяйство, выплачивая традиционные 1/6 урожая и выполняя возложенные на ее членов повинности государству. В основном такой налог воспринимался как "справедливый", но порой земледельцы не могли его уплатить. Тогда налог собирался с помощью войск. При Великих Моголах земледельцы, исповедовавшие индуизм, обязаны были платить джизию - подушную подать, налагавшуюся мусульманскими правителями на индусов. Кроме уплаты налогов общинники вынуждены были временами бесплатно работать на государство, главным образом на строительстве крепостей и городов. Эта обязанность называлась бегар.

Обработка земли была государственной повинностью, и сборщику налогов предписываюсь строго следить за тем, чтобы засевалась вся пригодная площадь. Для упорядочения сбора налога выдающийся могольский султан Акбар ввел обмер всех пахотных земель, причем не веревкой, которую можно произвольно сжимать и растягивать, а бамбуковым шестом.

Ремесленники общины производили все необходимое для земледельцев, обычно община содержала 8-12 ремесленников. Земледелец лишь заказывал изделие и приносил материал, расплачивалась за выполненную работу община: ремесленникам выделялась доля после жатвы или уборки урожая. Почетной считалась профессия кузнеца, а кожевники принадлежали к касте "неприкасаемых". Они вынуждены были селиться в особой части деревни и пользоваться водой из особых колодцев.

Все права и обязанности передавались по наследству от отца к сыновьям. Эти правила крепко привязывали общинников и сельских ремесленников к земле. Право на место в жизни человек имел только в своей общине, там, где поколениями жили и работали его предки, за пределами общины он становился бесправным.

Для развития сельского хозяйства власть предпринимала довольно значительные усилия. Поскольку большинство пахотных земель были неполивными, а урожаи зависели от муссонов, делийские правители принимали меры для увеличения посевных площадей за счет ирригационных сооружений. Забота о поддержании системы ирригации являлась важнейшей функцией государства. Так, в окрестностях Дели были сооружены большие водохранилища, построено около 200 км оросительных каналов, что позволило обводнить значительные прежде непригодные для сельского хозяйства территории. На строительстве этих каналов работали в порядке трудовой повинности до 50 тыс. человек.

Наиболее богатыми среди "феодалов" являлись "коллективные владельцы" - индусские монастыри и храмы, а затем и мусульманские мечети. Как правило, земли, пожалованные храмам, освобождались от налога и пользовались иммунитетом. Совет брахманов (сабха) управлял жизнью деревень и решал вопросы распределения ренты. В храмовом хозяйстве преобладала натуральная рента. Кроме продуктов, земледельцы поставляли необходимое для богослужения масло, благовония, гирлянды цветов, одежду и т.п. Особенно большим и хорошо организованным было храмовое хозяйство Южной Индии.