Сектор В2В

Этот сектор определяли как межкорпоративное взаимодействие в системе "предприятие – предприятие" с использованием стандартов электронного обмена данными для осуществления передачи деловой информации. Изначально этим термином обозначались процессы купли-продажи товаров и услуг между предприятиями в режиме On-Line. В настоящее время В2В понимается как любой процесс взаимодействия между предприятиями или подразделениями одного предприятия для решения бизнес-задач, который может быть реализован с применением ИТ и через Internet. Полем деятельности участников этого сектора являются виртуальные В2В-площадки (рис. 9.10).

Рис. 9.10. Виртуальная В2В-площадка

Такие площадки принято делить на три типа в зависимости от того, кем создается площадка: поставщиками или продавцами (Supplier-driven или Seller-driven), покупателями (Buyer-driven), третьей стороной (Third-party-driven).

Возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области экономики.

Площадки Supplier-driven. Крупные продавцы играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам. Одни компании хотят привлечь как можно больше оптовых покупателей, другие – снизить затраты на продажи, третьи – иметь возможность объединиться с партнерами и диктовать свои условия на рынке. Например, несколько крупных американских компаний, выпускающих медицинские товары, – "Johnson & Johnson", "GE Medical Systems", "Baxter International", "Abbott Laboratories" и "Medtronic" – предприняли усилия для создания общей intemet-площадки в области здравоохранения – Global Health Care Exchange (globalhc.com) чтобы не платить комиссионные владельцам площадок, на которых они раньше работали. В России такие площадки организуются в сырьевой и обрабатывающей промышленности, в тяжелом машиностроении, сельскохозяйственной отрасли, предприятиями энергетики, производителями продуктов питания.

Площадки Buyer-driven. Одна или несколько крупных компаний создают свою торговую площадку для привлечения компаний-поставщиков. Эта концепция торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных компаний в оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок по оптовым ценам. В качестве примера можно взять автомобильную промышленность в США, где "GM", "Ford" и "Daimler Chrysler" объединились для создания глобальной онлайновой торговой площадки, или здравоохранение, где "Tenant Healthcare" объединила усилия с "Ventro" для создания internet-площадки, ориентированной на потребности рынка медицинских товаров.

Площадки Third-party-driven. Такие площадки создаются, обслуживаются и управляются третьей стороной для того, чтобы свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса, и служат для получения дохода в виде процента от совершенных сделок. Примерами таких площадок могут быть электронные биржи и аукционы (В2В Exchange/Auction).

При формировании площадок В2В необходимо учитывать ряд важных аспектов:

• доступность для новых участников;

• поддержку признанных стандартов разработки (EDI, Web-формы, XML-приложения);

• масштабируемость используемых платформ;

• возможность управления информацией и применения аналитических методов обработки;

• возможность интеграции инструментов электронной коммерции;

• обеспечение информационной безопасности.

В зависимости от конкретного типа площадки делается акцент и разрабатываются соответствующие инструменты для поставщиков либо для потребителей.

Сектор В2С. Это форма электронной коммерции, целью которой являются прямые продажи для потребителя. Такая форма торговли эффективна для устранения географической удаленности между крупными городами и регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. Сектор В2С позволяет вести прямые продажи с минимальным числом посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.

К системам В2С относятся:

• Web-витрины (Front Office) торговых компаний для привлечения возможных покупателей к продуктам данных компаний;

• internet-магазины, которые занимаются только продажей товаров и содержат необходимую инфраструктуру (Back Office) для производства продаж и управления электронной торговлей через Internet;

• торговые internet-компании, в которых система электронных продаж (Back Office) полностью интегрирована со всеми торговыми бизнес-процессами.

Для полноценного функционирования internet-магазина необходимы следующие обязательные компоненты:

• Web-сервер, производящий разграничение доступа и распределяющий запросы;

• сервер приложений, управляющий бизнес-логикой и реализующий необходимую совокупность процессов;

• база данных и СУБД сбора для хранения, обработки и управления данными;

• система электронных платежей, включающая в себя электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Структура управления internet-магазином реализуется, как правило, в виде трехзвенной архитектуры "клиент-сервер". Для интеграции internet-магазина с бизнес-процессами компании-резидента может быть установлен шлюз-конвертор для передачи данных от магазина в бухгалтерскую систему и систему документационного обеспечения компании.

Сектор С2В. Этот сектор имеет два содержательных аспекта. Первый – это форма электронной коммерции, которая предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать цену на различные товары и услуги, предлагаемые компаниями. Таким способом формируется спрос, который, однако, не означает, что совершится продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь статистическими данными текущего спроса, принимает окончательное решение, и после этого товар "выпускается" в продажу по усредненной цене. Второй аспект С2В – совокупность методов, инструментов и технологий для выполнения онлайновых транзакций между потребителями (физическими лицами или небольшими объединениями частных предпринимателей) и предприятиями. Примером являются сайты бизнес-консультантов, юристов, промоутеров, профитеров (специалистов по оптимизации деятельности предприятий), аудиторов, рекламных агентов и других специалистов, способных оказывать услуги предприятиям.

Сектор С2С. Форма электронной торговли, суть которой состоит в организации купли-продажи товаров и услуг между потребителями. В этом случае персональный сайт физического лица или специализированный сайт, имеющий раздел бесплатных объявлений, выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Сделка может быть совершена как непосредственно в Internet, если обе стороны имеют платежные инструменты, так и наличными деньгами при согласовании всех вопросов с применением Internet. В качестве примера можно привести ресурс molotok.ru – один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может что-либо продать или купить.

В заключение отметим, что сумма всех четырех секторов электронной коммерции <В2В + В2С + С2В + С2С> является ее обобщенным социальным ресурсом. Электронный бизнес в настоящее время насчитывает много разновидностей, определяемых кон- кретными задачами бизнеса и применяемыми ИТ. Это торговые internet-системы, internet-биржи и аукционы, электронные платежи, кредитные и дебетовые системы, электронные чеки и деньги, internet-страхование, аренда Web-сервисов, подбор персонала, лингвистические услуги и многое другое. В зависимости от сфокусированности контента ресурс <В2В + В2С + С2В + С2С> реализует соответствующий аспект электронного бизнеса переходного периода от постиндустриального к информационному обществу.