Сегментация рынка машиностроительной продукции

Машиностроение относится к одной из наиболее сегментированных отраслей экономики: предприятия сектора выпускают широкодифференцированную продукцию – от привычных всем и ежедневно используемых бытовых приборов и автоматов до медицинских аппаратов и стратегически важных ракетных систем и установок.

Столь широкое разнообразие производимых отраслью товаров усложняет классификацию ее предприятий. На сегодняшний день нет единой классификации машиностроительной отрасли. Классификации, используемые в официальных источниках, остаются укрупненными и не всегда удобными для использования.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности делит отрасль на три сегмента, применяя критерий классификации по виду выпускаемой продукции.

• производство транспортных средств и оборудования;

• производство машин и оборудования;

• производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Подобная укрупненная классификация используется Федеральной службой государственной статистики (Росстат) для ведения статистики отрасли.

В настоящее время отрасли машиностроения объединены в единый машиностроительный комплекс, который содержит 12 крупных отраслей и около 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; дорожно-строительное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Комплексные отрасли, в свою очередь, включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль, как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, входят: производство турбин и паровых котлов; дизелей и дизельгенераторов; комбайнов; проходческих машин и погрузочных шахтных машин; кранов мостовых электрических, кранов на автомобильном ходу и кранов башенных; тепловозов магистральных, грузовых и пассажирских магистральных вагонов, вагонов метрополитена.

В составе автомобильной промышленности выделяются: производство троллейбусов; грузовых и легковых автомобилей; автобусов; прицепов и полуприцепов тракторных; мотоциклов и мотороллеров; велосипедов.

В зависимости от того, на какой сектор ориентирована выпускаемая продукция, предприятия условно разделяют на группы:

инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительнодорожное), развитие которого определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса (ТЭК), строительного и транспортного комплексов;

транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения;

наукоемкие подотрасли – электротехника, приборостроение, станкостроение, – развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

автомобильная промышленность, продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);

другие отрасли машиностроения.

Существуют, однако, и иные классификации отраслей машиностроения. Так, по технико-экономическим особенностям производства, которые определяют основные различия в требованиях к условиям размещения предприятий, выделяют металлоемкое, трудоемкое и наукоемкое машиностроение; а по используемым технологиям – малозатратное и затратное (средне- и высокотехнологичное).

Структура машиностроения формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых считаются: НТП; темпы развития отраслей народного хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование; рост материального благосостояния и культурного уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление позиций России на мировом рынке.

Еще одна классификация – деление продукции машиностроения на продукцию гражданского, военного и государственного назначения.

Уровень концентрации в отраслях гражданского назначения невысок, преимущественно преобладает олигополия. Например, в отрасли автомобилестроения на долю трех компаний-лидеров: "АвтоВАЗ", "ГАЗ", "КАМАЗ" – приходится 16% совокупной выручки сектора. Крупнейшие компании сельскохозяйственного машиностроения – концерн "Тракторные заводы", "Комбайновый завод Ростсельмаш", "Группа ЧТЗ"[1], компании сельскохозяйственного машиностроения – "Силовые машины", "Кировский завод", "Энергомашкорпорация" и еще более 10 заводов. Данное положение структуры отрасли позволяет предсказать, какой именно тип конкурентного поведения может возникнуть, а также итоговый уровень прибыльности.

Агрегированный рост производства по трем машиностроительным отраслям составил 24,4% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Это лучший показатель среди отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности.

Однако такой результат во многом обусловлен фактором низкой базы, так как снижение производства в кризисном 2009 г. в машиностроительном комплексе было самым сильным.