Сборы

Основными источниками доходов МВФ остаются его кредитные операции и инвестиции. Базовая ставка сборов (процентная ставка по кредитам МВФ) определяется как процентная ставка по авуарам в СДР плюс надбавка, выраженная в базисных пунктах. Как в 2011, так и 2012 финансовых годах Совет согласился оставить надбавку к ставке сборов без изменения на уровне 100 базисных пунктов. В рамках новой модели доходов это решение руководствовалось принципами, согласно которым надбавка должна покрывать посреднические затраты фонда и накопление резервов и в целом соответствовать ставкам на рынках капитала[1].

Дополнительные сборы в размере 200 базисных пунктов взимаются за использование крупных сумм кредита (свыше 300% квоты государства-члена) по кредитным траншам и в рамках договоренностей о расширенном кредитовании; они называются дополнительными сборами, основанными на объеме заимствования. МВФ также взимает дополнительные сборы, основанные на сроках, в размере 100 базисных пунктов за использование крупных сумм кредита (с тем же пороговым значением, что и выше), которые остаются непогашенными в течение более 36 месяцев.

Помимо периодических и дополнительных сборов МВФ взимает также плату за услуги, сборы за обязательство и специальные сборы. Плата за услуги в размере 0,5% взимается по каждому кредиту, предоставляемому с СОР. Возмещаемый комиссионный сбор взимается по договоренностям, предусматривающим выплату средств с СОР, таким как договоренности о кредитах "стэнд-бай", а также механизмы расширенной, гибкой и превентивной кредитных линий за каждый 12-месячный период. Сборы за обязательство взимаются в размере 15 базисных пунктов с предоставленных сумм в размере до 200% квоты, 30 базисных пунктов с выделенных сумм в диапазоне от 200 до 1000% квоты, и 60 базисных пунктов с выделенных сумм в размере свыше 1000% квоты. Эти сборы возмещаются при использовании кредита пропорционально объему полученных средств. Кроме того, МВФ взимает специальные сборы по просроченным выплатам основной суммы долга и с платежей, которые просрочены менее чем на шесть месяцев.

Вознаграждение и проценты

В части расходов МВФ выплачивает проценты (вознаграждение) государствам-членам по их кредиторским позициям в СОР (называемым позициями по резервному траншу). Статьи соглашения предусматривают, что ставка вознаграждения не должна превышать процентную ставку по авуарам в СДР и не должна быть ниже 80% от этой ставки. В настоящее время ставка вознаграждения установлена на уровне процентной ставки по авуарам в СДР, которая также является процентной ставкой по заимствованию МВФ. Как отмечалось выше, в 2009 г. Исполнительный совет принял решение увеличить потенциал финансирования МВФ посредством займов в рамках первой реакции на мировой финансовый кризис. На 30 апреля 2011 г. МВФ получил займы от государств-членов в виде двусторонних кредитов, соглашений о покупке облигаций и расширенных новых соглашений о займах, составившие 19,7 млрд СДР.

Распределение бремени

Ставки сборов и вознаграждения МВФ корректируются в рамках созданного в середине 1980-х гг. механизма распределения бремени, который равномерно распределяет стоимость просроченных финансовых обязательств между государствами-членами — кредиторами и дебиторами. Квартальные процентные сборы, просроченные (не выплаченные) на шесть месяцев или больше, возмещаются путем повышения ставки сборов и снижения ставки вознаграждения (корректировки распределения финансового бремени). Собранные таким образом суммы возвращаются после погашения просроченных сборов. В 2011 финансовом году корректировки с учетом невыплаченных квартальных процентных сборов составляли в среднем менее 1 базисного пункта, что отражало увеличение предоставленного и непогашенного кредита МВФ в результате глобального кризиса, влияющего на положение государств-членов, и соответствующее увеличение позиций государств-членов по резервному траншу. В 2011 финансовом году скорректированные ставки сборов и вознаграждения составляли в среднем 1,35 и 0,3%.

Чистый доход

Чистый операционный доход МВФ в 2011 финансовом году, без учета прибыли от осуществленной им продажи золота, составил 780 млн СДР, отражая в основном доход от большого объема кредитования. Норма прибыли за вычетом платежей по инвестициям МВФ составила 0,8%, превзойдя контрольный индекс для одного-трех лет на 54 базисных пунктов. Прибыль от продажи золота в 2011 финансовом году составила 3,1 млрд СДР и была перечислена на Инвестиционный счет МВФ для инвестирования, как отмечалось выше.

Продажи золота

Как мы уже говорили в настоящей главе, в новую модель доходов для МВФ, утвержденную в 2008 г., входит создание на инвестиционном счете обеспечительного фонда, который будет финансироваться за счет прибыли от продажи ограниченной части золотых авуаров МВФ, призванного инвестировать эти ресурсы и приносить прибыль для поддержки бюджета МВФ при сохранении долгосрочной реальной стоимости обеспечительного фонда. Исполнительный совет в июле 2009 г. принял решение о том, что в дополнение к финансированию обеспечительного фонда часть поступлений от продажи золота можно также направить на увеличение ресурсов МВФ для льготного кредитования стран с низкими доходами. В сентябре 2009 г. Совет официально утвердил продажу золота объемом в 403,3 метрической тонны, что составляло одну восьмую всех золотых авуаров фонда на то время. Продажа золота началась в октябре 2009 г. В соответствии с условиями, позволяющими избежать нарушения работы рынка золота, фонд сначала предложил золото для продажи вне рынка держателям официального сектора, таким как центральные банки (по рыночным ценам на момент продажи). Три центральных банка приобрели в общей сложности 212 т имевшегося золота в течение нескольких месяцев после его предложения, что оставило нереализованными 191,3 т. В феврале 2010 г. МВФ объявил о планах начать второй этап продажи золота на рынке, дав понять, что может продолжить и внебиржевые продажи и что дальнейшие продажи официальным держателям сократят на соответствующую сумму количество золота для продажи на рынке.

По мере проведения продаж на рынке в сентябре 2010 г. МВФ объявил о продаже Банку Бангладеш 10 метрических тонн золота, по действующим рыночным ценам. В декабре того же года МВФ объявил о завершении программы ограниченной продажи золота. Общие поступления от продажи золота МВФ составили 9,54 млрд СДР. Из этой суммы 2,69 млрд СДР представляют балансовую стоимость золота и 6,85 млрд СДР — прибыль. Как отмечалось, все продажи (вне рынка и на рынке) производились по рыночным ценам, которые были выше предполагавшихся во время утверждения новой модели доходов. Финансирование обеспечительного фонда за счет прибыли от продажи золота на уровне, первоначально намеченном во время утверждения новой модели доходов в 2008 г., и увеличение ресурсов для льготного кредитования до уровня, согласованного в июле 2009 г., были бы обеспечены при средней цене продажи 935 долл. США за унцию.

Фактическая средняя цена реализации составила 1144 долл. США за унцию, принеся дополнительную "непредвиденную прибыль" от продажи золота[2].