Санкции в бюджетном праве

В БК не используются термины "санкция", "наказание", а употребляется термин "меры принуждения", что наиболее точно отражает сущность бюджетно-правовой ответственности. Соблюдение норм бюджетного права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных бюджетным законодательством.

Бюджетно-правовая ответственность находит выражение в соответствующей части бюджетно-правовой нормы, называемой санкцией. Санкции, применяемые в бюджетном праве, и бюджетная ответственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Взаимообусловленность санкции и ответственности проявляется в применении бюджетной санкции, поскольку одной из стадий привлечения нарушителя к бюджетной ответственности является взыскание санкции. Бюджетно-правовая ответственность невозможна без взыскания с нарушителя бюджетной санкции, так как бюджетное законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния и др.

Бюджетной ответственности свойственна правовосстановительная функция, что обусловливает наличие в бюджетном праве санкций, направленных на восстановление нарушенных прав государства. Несмотря на различие в бюджетных санкциях, они имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного применения мер бюджетной ответственности к нарушителям.

Бюджетно-правовые санкции представляют собой меры государственного принуждения, предусмотренные бюджетно-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей обременения в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировки расходов, изъятия бюджетных средств, приостановления операций по счетам в кредитных организациях и иных мер в соответствии с БК и другими федеральными законами.

Согласно Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации и ст. 284 БК совершение бюджетного правонарушения влечет применение органами Федерального казначейства следующих мер принуждения:

а) списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению;

б) списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;

в) списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;

г) взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе;

д) взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление и перечисление бюджетных средств;

е) взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной основах.

Аналогичные полномочия предоставлены органам, исполняющим бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 284.1 БК).

Следовательно, бюджетно-правовые санкции представляют собой следующие меры государственного принуждения:

o пресекательные меры, например: блокировка расходов (ст. 231 БК); приостановление операций по счетам в кредитных организациях (ст. 290 БК); аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК); передача федеральным органом государственной власти исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Федерального казначейства за превышение субъектом РФ норматива расходов на обслуживание государственного долга и неспособность самостоятельно осуществлять погашение и обслуживание долговых обязательств (ст. 112 БК);

o предупредительные меры, например: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК);

o правовосстановительные меры, например: пеня, выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК); изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению, б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. 289-291, 296-299, 302-303 БК).

Санкции бюджетно-правовой нормы включают также административно-правовую санкцию в виде штрафа, налагаемого на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений в соответствии с КоАП, а также в ряде случаев уголовно-правовые санкции в виде наказания при наличии состава преступления, предусмотренного УК.