Саморегуляция

Занимаясь той или иной деятельностью, человек обычно сознательно направляет и контролирует свои собственные действия в соответствии с целью. Это называется саморегуляцией. В работах Г. С. Никифорова психическая саморегуляция рассматривается как компонент самоуправления. "Упрощенно говоря, самоуправление для субъекта – это решение вопросов о том, что и как делать. Спецификой регулирования является исполнение того, что было намечено. Переход от самоуправления к саморегулированию – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь" [76, с. 158].

Как мы уже отмечали, каждый человек имеет большое количество информации о себе, включая свои личные характеристики, цели и желания, планы на будущее, определенную Я-концепцию в целом. Рассмотрим далее, как наше Я регулирует наши мысли, чувства и действия в различных социальных ситуациях. Для более глубокого понимания саморегуляции обратимся сначала к такому явлению, как "действующая Я-концепция" [255]. В силу многогранности личности мы включаемся в различные жизненные ситуации той или иной стороной нашего Я. Это зависит от того, какой аспект Я-концепции имеет отношение к данной частной ситуации. Тот аспект Я-концепции, который наиболее подходит для какой-либо частной ситуации, называется "действующей Я-концепцией". Так, во время аудиторного занятия поведение и чувства студента будут главным образом определяться его "академическим" Я, если же мы будем говорить о вечеринке в дружеской компании с участием этого студента, то здесь другой аспект его Я будет соответствовать этой ситуации. Итак, суть понятия "действующей Я-концепции" состоит в том, что при этом из общей Я-концепции какой-либо личности "извлекается" то, что направляет социальное поведение в отдельных специфических ситуациях и, в свою очередь, изменяется под влиянием данных ситуаций. Подобные изменения влияют на изменения постоянной Я-концепции только тогда, когда "действующая Я-концепция" сравнительно устойчива в течение продолжительного времени. Допустим, студент, будучи в стенах высшего учебного заведения, может не отдавать себе отчета в степени своей авторитарности. Получив диплом, он может оказаться на работе, требующей контроля за поведением других людей. Выполняя такую работу изо дня в день в течение нескольких месяцев и даже лет, молодой специалист может обнаружить в себе много признаков авторитарности и это может стать важным компонентом его стабильной Я-концепции. Таким образом, термин "действующая Я-концепция" используется для того, чтобы подчеркнуть, каким образом специфические аспекты нашей идентичности активизируются при выполнении тех или иных социальных ролей в определенные моменты жизни (подробнее о социальных ролях далее в этой главе).

Важным аспектом Я, влияющим на саморегуляцию, является также "вера в самоэффективность" или ожидания, которых мы придерживаемся по поводу наших возможностей достижения определенных целей [139]. Предпримем ли мы какие-либо действия, попытаемся ли выполнить ту или иную задачу, достичь какой-то цели – все это зависит от того, верим ли мы в успешность наших усилий. Курильщик не бросит курить, если только он не верит в то, что сможет сделать это. Если тяжелоатлет выходит на помост, нагнувшись, берется за гриф штанги и в голове у него промелькнет: "Ох, не подниму", – он, конечно, не сможет взять этот вес. По мнению А. Бандуры и ряда других психологов, ранний опыт успехов и неудач приводит к тому, что у людей развиваются довольно устойчивые представления о самоэффективности их в различных жизненных сферах.

Саморегуляция зависит также от направления нашего внимания – направлено ли оно внутрь себя или на внешнюю среду. Обычно наше внимание фокусируется на внешней среде, но временами мы сосредоточиваемся на себе. Такое состояние сознания, когда мы сами выступаем в качестве объекта нашего собственного познания, называется самоосознанием.

Взгляд па себя заставляет людей сравнивать себя со стандартами, такими как внешний облик, интеллектуальный уровень, физическое развитие или моральные принципы. Люди стараются соответствовать стандартам, оценивать свое поведение в соответствии со стандартами, решая, подходит оно под стандарт или нет, и продолжать это приспособление до тех пор, пока сравнение со стандартом не покажется удовлетворительным. Этот процесс называется обратной связью, если обратиться с целью анализа к кибернетической теории саморегулирования.

Рассматривая проблемы самоосознания, исследователи выделяют два его типа. Частное самоосознание – это временное состояние осознания индивидом скрытых, частных аспектов своего Я, в то время как общественное самоосознание – это временное состояние осознания индивидом общественных аспектов Я. "Частное и общественное самоосознание могут быть непроизвольно вызваны какими-либо стимулами. Вопрос о вашем настроении в момент, когда вы видите свое лицо в маленьком зеркале или чувствуете в животе спазмы от голода, вероятно вызовет у вас состояние частного самоосознания. А если же за вами наблюдают другие люди, делают вашу портретную фотографию или вы видите себя в зеркале целиком в полный рост, то это может вызвать общественное самоосознание" [165, р. 61].

Взрослые индивиды обладают способностью оказываться и в состоянии частного, и в состоянии общественного самоосознания. Однако когда какие-либо стимулы вызывают самоосознание, это фокусирование на себе является временным. Наряду с состояниями самоосознания, возникающими вследствие внешних стимулов, исследователи обнаружили, что одни люди обычно тратят больше времени на саморефлексию, чем другие. Укоренившаяся тенденция самоосознапия была обозначена исследователями как личностная черта самосознания, которая является сравнительно устойчивой в течение некоторого времени.

Подобно тому, как существуют два типа самоосознания, имеются и два типа самосознания. В 1975 г. А. Фенигстайн, М. Шейер и А. Басс разработали шкалу самосознания для измерения этих двух черт. Частное самосознание представляет собой тенденцию сознавать скрытые, частные аспекты Я, в то время как общественное самосознание – это тенденция сознавать публично демонстрируемые аспекты Я.

Когда Фенигстайн, Шейер и Басс впервые использовали свою шкалу самосознания в 1975 г., средний показатель для всей совокупности студентов колледжа по частному самосознанию был около 26, в то время как средний показатель общественного самосознания был около 19. Чем выше ваш показатель по тому или иному типу самосознания, тем в большей степени этим типом самосознания вы, вероятно, обладаете. Чем ниже ваш показатель по одному из этих типов самосознания, тем в меньшей степени вы, вероятно, обладаете данным типом самосознания [162].

Люди, которым в большей степени присуще частное самосознание, много думают о себе, пытаются понять себя и более внимательны к своим внутренним чувствам. Люди, которым более свойственно общественное самосознание, озабочены собственной независимостью и вопросами идентичности. Они беспокоятся о том, что другие люди думают о них, как они выглядят и как они воспринимаются другими. Заметим при этом, что каждая из указанных черт (частное самосознание и общественное самосознание) представляет собой характерную тенденцию; поэтому человек может быть очень внимателен к обеим сторонам своего Я, внимателен к одной, но невнимателен к другой или сравнительно невнимателен к обеим. Обратившись к следующим положениям, можно определить характерные особенности вашего самосознания.

1. Я всегда пытаюсь понять себя.

2. Я озабочен своим стилем действий.

3. В общем, я нс очень осознаю себя*.

4. Я много думаю о себе.

5. Я озабочен тем образом, в каком предстаю перед людьми.

6. Я часто фантазирую о себе.

7. Я никогда не смотрю на себя критически*.

8. Я сознаю свой путь.

9. Я в общем внимателен к своим внутренним чувствам.

10. Я обычно беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее впечатление.

11. Я постоянно изучаю свои мотивы.

12. Одна из последних вещей, которые я делаю перед уходом из дома, это гляжу в зеркало.

13. Иногда у меня появляется чувство, что я откуда-то наблюдаю за собой.

14. Я озабочен тем, что другие люди думают обо мне.

15. Я крайне внимателен к переменам в моих настроениях.

16. Я обычно осознаю свой внешний вид.

17. Я осознаю образ своих мыслей, когда думаю над проблемой.

Примечание

Посредством данной шкалы измеряются личностные черты частного и общественного самосознания. Для работы с этой шкалой прочитайте каждое из положений, следующих далее, и затем отметьте, насколько точно каждое из этих положений характеризует вас, используя приведенную в инструкции шкалу оценок.

Инструкция дм я подсчета баллов:

0 = крайне нехарактерно (совсем непохоже на меня);

1 = нехарактерно (довольно непохоже на меня);

2 = ни характерно, ни нехарактерно;

3 = характерно (довольно похоже на меня);

4 = очень характерно (очень похоже на меня).

Некоторым положениям этой шкалы баллы присвоены на противоположной основе, т.е. для этих положений более низкая оценка показывает в действительности более высокий уровень самосознания. До того как суммировать баллы, полученные при оценке указанных положений, перекодируйте те, которые помечены звездочкой (*), таким образом, чтобы 0=4, 1=3, 3=1 и 4=0.

Частное самосознание. Подсчитайте показатель вашего частного самосознания, сложив баллы ваших ответов по следующим положениям: 1, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15 и 17.

Общественное самосознание. Подсчитайте показатель вашего общественного самосознания, сложив баллы ваших ответов по следующим положениям: 2, 5, 8, 10, 12, 14 и 16.

Каковы же причины индивидуальных различий в самосознании? Многие исследователи пытаются определить, как действуют различные уровни проявления частного самосознания и общественного самосознания на познание, чувства и поведение. Почему многие люди обычно озабочены частными и (или) общественными аспектами своего Я, в то время как другие игнорируют эти две стороны Я? В чем же причины? Материалы отдельных исследований дают некоторые ответы на эти вопросы [165]. Во-первых, обнаружено, что здесь нет никаких связей с интеллектом. В качестве одного из объяснений выдвигается значительный жизненный опыт в течение периода формирования личности, однако пока нет данных для того, чтобы поддержать или опровергнуть эту гипотезу. Если обратиться к влиянию культуры общества на уровень самосознания, то имеются свидетельства того, что люди в индивидуалистических культурах имеют более высокие уровни частного самосознания, чем в коллективистских культурах. Эти различия, вероятно, связаны с тем фактом, что в индивидуалистических культурах имеется большая концентрация внимания на Я отдельного индивида как имеющего свои собственные потребности и желания. Несмотря на это возможное влияние культуры общества, сегодня социальные психологи знают гораздо больше о последствиях различий в самосознании, чем о причинах таких различий.