Саморегулируемые организации в сельском хозяйстве

В системе СРО, действующих в аграрном секторе экономики, важное место занимают СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, представляющие собой некоммерческие организации, созданные в форме объединения (ассоциации, союза) на условиях членства ревизионных союзов.

Статус СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов некоммерческая организация приобретает с даты выдачи регистрационного документа о внесении названной организации в государственный реестр СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов. Следует отметить, что уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и ведение государственного реестра СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, является Министерство сельского хозяйства РФ.

Для приобретения упомянутого статуса некоммерческая организация должна функционировать в качестве аудиторского союза сельскохозяйственных кооперативов или ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов не менее трех лет; объединять в своем составе не менее 40 ревизионных союзов; получить разрешение на использование в своем наименовании слова "российский"; сформировать на дату подачи заявления о включении некоммерческой организации в государственный реестр СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов компенсационный фонд в размере не менее чем 300 тыс. руб. Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов также должна иметь одно структурное подразделение, сформированное из работающих по трудовому договору работников СРО, которое осуществляет контроль не только за выполнением членами СРО и ревизорами-консультантами правил СРО, но и за качеством их работы, выполнением ими требований законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, соблюдением кодекса профессиональной этики ревизоров-консультантов. Кроме того, на это же подразделение возлагается рассмотрение дел о применении к ревизионным союзам – членам СРО, их руководителям и ревизорам-консультантам мер ответственности, принятие решения о применении или об отмене таких мер ответственности.

В целях реализации установленных законом функций СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов имеет право запрашивать и получать в установленном порядке у органов государственной власти и местного самоуправления, кооперативов и их союзов информацию, необходимую для исполнения СРО своих функций; участвовать в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, государственных программ по вопросам создания и деятельности кооперативов, их налогообложения, ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; знакомиться с документацией об итогах осуществленных ревизионным союзом ревизий, в том числе с информацией, составляющей профессиональную тайну; участвовать в процедурах несостоятельности (банкротства) ревизионных союзов – членов СРО и входящих в состав этих ревизионных союзов кооперативов; осуществлять иные права, предусмотренные учредительными документами СРО в соответствии с положениями Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", иных федеральных законов с учетом особенностей, установленных для СРО.

Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, быть членом другой СРО или членом ревизионного союза, учреждать аудиторские или ревизионные организации и осуществлять ревизии. Кроме того, в силу ст. 14 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" СРО также не вправе учреждать и становиться участником хозяйственных товариществ и обществ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО; предоставлять принадлежащее ей имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц; выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников; приобретать ценные бумаги, выпущенные ее членами, за исключением случаев, если такие ценные бумаги обращаются на торгах на рынке ценных бумаг; обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами; выступать посредником по реализации произведенных членами СРО товаров (работ, услуг).

Следует отметить, что законодатель ограничивает полномочия не только СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, но и лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа названной организации. Такое лицо не вправе осуществлять ревизии или аудиторские проверки и состоять в трудовых отношениях с ревизионными союзами либо аудиторскими организациями.

В настоящее время в России созданы и действуют две СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов: Саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов "Российский союз “Чаянов”" и Российская саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов Союз "Агроконтроль" [1].

Также в агропромышленном комплексе России действуют основанные на добровольном членстве СРО: Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Ростовской области (Ростовская областная АККОР), некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация “Виноградари и виноделы”", некоммерческая организация "Национальная ассоциация производителей кукурузы и семеноводов кукурузы", Ассоциация по производству семян зерновых культур "Элитные семена Татарстана" [2]. Подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ федеральные государственные бюджетные учреждения в области мелиорации, включая научные учреждения, являются членами СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: СРО "Дальмонтажстрой", некоммерческие предприятия "Союзмелиоводстрой", "Объединение строительно-монтажных организаций", "Псковский строительный комплекс", "Агропроект", "Изыскатели Ростовской области и Северного Кавказа".