Самоподача привлекательности

Почему про одних людей мы говорим, что они обаятельны и привлекательны, а о ком-то — нет? Что отличает первых от вторых? Душа. Внутренний свет. Огонь в глазах. Если говорить метафорами, то одни люди светят, но не греют, а другие притягивают как магнитом. С ними легко и просто общаться. Дело в том, что понравившиеся нам люди смогли продемонстрировать нам именно те черты своего облика (имиджа, характера и т.д.), которые нам больше всего импонируют в других людях по разным причинам. Например, потому что мы сами не обладаем этими качествами, но очень хотели бы их иметь, или наоборот тоже имеем эти качества и считаем это неоспоримым нашим достоинством и гордимся их обладанием.

Самоподача отношения играет значительную роль в построении определенных отношений с другими людьми. В процессе коммуникации очень важно уметь показать свое позитивное отношение к собеседнику или аудитории. Это можно сделать при помощи вербальных (речь) и невербальных средств общения. Особенно ярко это можно дать понять собеседнику при помощи поз, расположения тела, взгляда. Как правило, легкий наклон к собеседнику сигнализирует ему о вашей заинтересованности. Еще более выразителен взгляд. Недаром же говорят, что глаза — зеркало души. Однако при этом очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства находились в соответствии друг с другом, не противоречили бы друг другу и воспринимались собеседником как искренние.

Самоподача актуального состояния и причин поведения

"Я не виноват...", "Так уж получилось...", "Я должен был..." — эти и подобные выражения пытаются привлечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются нами наиболее приемлемыми.

Если вы хотите лучше понять коммуникатора, необходимо учитывать то, как он старается преподнести себя. Самоподача передает внутренний настрой того или иного человека.

Выделяются следующие типы коммуникаторов:

• люди престижа;

• лидер мнений.

Люди престижа — те, кто определяют ОГЛАВЛЕНИЕ и каналы передачи информации. Как правило, они транслируют такие качества, как статусность, официальность или, наоборот, независимость, самостоятельность.

Лидер мнений (ключевой коммуникатор) — член общества, к мнению которого прислушивается большинство. Лидер мнений, интерпретируя определенным образом полученное сообщение, тем самым влияет на аудиторию.

Модели коммуникативной личности

В. Б. Кашкин в своей книге "Введение в теорию коммуникации" отмечает, что люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации. Американский специалист по теории коммуникации П. Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателю сообщения, что их отношение к нам и, что более важно, их поведение по отношению к нам определяются в значительной степени нашим отношением к ним. Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным принципом коммуникации.

Общение осуществляют индивиды, они используют с пою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется, каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности. Под коммуникативной личностью Кашкин предлагает понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его "коммуникативный паспорт" (И. А. Стернин), "визитная карточка" (И. Н. Горелов). Коммуникативная личность — ОГЛАВЛЕНИЕ, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности. Обмен коммуникативной информацией между представителями отдельных социальных групп и субкультур (заключенные, молодежь и подростки, ученые и пр.), использование ими бранной лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фактической контактоустанавливающей функции, и сохранению соответствующей среды общения.

Термин "личность" представляет собой перевод латинского слова persona — маска актера. Еще античные философы различали человека как физическое тело, средоточие физиологических процессов и как совокупность собственно человеческих черт. Таким образом, противопоставлялись душа и тело в человеке. Аристотель писал, что душа есть начало живых существ, в природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи — через посредство души — живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души, свойственны картезианской парадигме, названной по имени Р. Декарта. Неартезианская парадигма не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние. По определению философского энциклопедического словаря (1998) личность представляет собой ОГЛАВЛЕНИЕ, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами нашего соотечественника, литературоведа, языковеда и философа М. М. Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект и каждой личности принадлежит другая личность, всякому я принадлежит ты. Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).

Коммуникативная личность неоднородна. Она может включать различные роли (голоса, многоголосие личности), при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем и т.д. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например обмана или убеждения, вымогательства или просьбы, будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (студент-троечник и преподаватель-троечник).

Основными параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. В. П. Конецкая базирует на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Аналогичные параметры выделяются и Р. Димблби, и Г. Бер-тоном: потребности, комплекс знания — верования — стереотипы — предположения — ценности — (предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то пет и коммуникации либо есть псевдокоммуникация, определяемая, скорее всего, психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.).

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

Когнитивный параметр включает в себя ряд характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, т.е. самонаблюдение и самосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного уровня партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Эффективность коммуникации в большой степени зависит от совместимости когнитивных характеристик партнеров по общению.

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида:

• практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций;

• умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения;

• построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала индивид может быть отнесен к тому или иному типу. Мы всегда невольно "подстраиваемся" под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный коммуникантманипулятор должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

• доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для противодействия такому коммуниканту бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию "речевого изматывания" (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать "накопительную" тактику);

• мобильный коммуникант: легко входит в речевой контакт, перескакивает с одной темы на другую, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда — в собственных интересах — возвращать его к нужной теме;

• ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется, общаясь с ним, использовать стратегию "разогревания" партнера (вступительная часть "о погоде и природе"; фатическое общение);

• интровертный коммуникант: не стремится владеть инициативой, отдаст ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

Эффективную классификацию типов общения в социальной группе предлагается теорией трансактного анализа американского психолога Э. Берна. Состояния Я или состояния представлены поведенческими "программами": Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди в процессе общения постоянно переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.

Коммуникативная личность — самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование — 45%, говорение — 30%, чтение — 16%, письмо — 9%).

Коммуникатор как профессия

Среди наиболее распространенных типов профессионалов-коммуникаторов можно выделить следующие:

• специалист по связям с общественностью;

• имиджмейкер;

• пресс-секретарь;

• специалист по рекламе и т.д.

Основная задача специалиста по связям с общественностью — ответить на три основных вопроса: Кто? Что? Как? Другими словами, цели специалиста по связям с общественностью:

• выделить целевую аудиторию (кому мы интересны?);

• создать ключевое сообщение (т.е. ответить на вопрос что привлекает целевую аудиторию?);

• выбрать канал коммуникации (как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики?).

Имиджмейкер путем воздействия на механизмы социального восприятия создает тот или иной образ коммуникатора, тем самым влияя на ценностные установки получателей информации и, в целом, на поведение аудитории.

Имидж — это целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванные оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. Имидж является знаково-символическим заменителем коммуникатора, это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа образ. Обычно объекту приписываются такие социально-психологические символические свойства, которые свидетельствуют о его привлекательности и престижности. В коммуникации имидж выполняет определенные функции:

• идентификации (узнавания); в процессе идентификации объект становится узнаваемым;

• идеализации — попытка выдать желаемое за действительное;

• противопоставления — на контрасте выявляются достоинства и нивелируются недостатки объекта.

Пресс-секретарь — лицо, выражающее официальную позицию и мнение по тому или иному вопросу и ответственное за связь фирмы или должностного лица со средствами массовой информации посредством проведения пресс-конференций, подготовки и распространения пресс-релизов. Опытные пресс-секретари могут предвидеть большинство задаваемых вопросов и заранее подготовить на них ответы.

Деятельность специалиста по рекламе заключается в следующем: информирование потребителей о новой продукции, услугах; создание положительного имиджа как товара (услуги), так и его производителя. Основная цель рекламиста — стимулирование сбыта.

Специалист по рекламе:

• взаимодействует с заказчиком с целью выяснения основных требований и пожеланий клиента;

• планирует и проводит рекламные кампании;

• разрабатывает идеи, концепции рекламных мероприятий, подбирает средства для реализации концепции;

• обеспечивает рекламные кампании, решает организационные вопросы;

• анализирует эффективность рекламной кампании.