Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода. Для защиты завоеванных земель рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов, члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись только папе и орденским властям – капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники, или тамплиеры

Орден храмовников, или тамплиеров, возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Тевтонский орден

В 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой Девы Марии – Тевтонский орден - по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат. Societasjesu - "общество Иисуса". Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель – испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491 – 1556). Цели ордена – борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение пане. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207–1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное,

поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал "Орден меньших братьев" – религиозно-нравственную общину. Минориты - "наименьшие из всех людей" – жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска – фратинелли (братцы) – были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия Реформации. С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Благотворительность монашеских орденов, исповедуя различные формы христианского служения, развивалась как востребованная форма социальной поддержки во всей средневековой Европе.

В начале XI в. намечаются тенденции реформирования монастырской жизни на основе деятельности орденов и нового устава – канониката. Каноникаты представляли собой синтез идей монашества и служения клиру. Идеология деятельности была связана с концептами любви (caritas), которая должна отзываться на все страдания мира. Вот почему они начинают покровительствовать различным слоям населения и селятся недалеко от городских стен.

Идеология канониката нашла воплощение в деятельности "Госпиталитов Святого Духа" (1198), ухаживающих за больными. Дома госпиталитов, госпитали, которые представляли собой больницы и странноприимные дома, были разбросаны по всей Европе. К 1291 г. в ордене насчитывалось 99 домов, 60 – в Италии, 25 – во Франции, 5 – в Испании, 7– в Германии. В XII–XIII вв. можно наблюдать "специализации" в деле оказания помощи.

Так, тринитарии занимались освобождением пленных, а сепулькринки принимали под свое покровительство найденышей и больных детей.

Движение монашеских орденов вызвало к жизни религиозные организации мирян, которые строили свою деятельность не только на религиозных основах, но и на основах взаимопомощи.

Так, во второй половине XII в. в Верхнем Рейне и во Франции появились дома "бегинок", которые совместно зарабатывали себе на пропитание. Появляются первые светские организаторы обществ взаимопомощи. В частности, в Льеже с 1170 по 1177 г. Ламберт Заика объединил вокруг себя вдов и сирот, которые не только молились и читали религиозные книги, но и ухаживали за больными и умирающими.

Подобные организации возникли и у мужчин. Благочестивые братства ремесленников, бегарды, осуществляли не только религиозную, но и экономическую взаимопомощь.

С течением времени произошел экономический упадок монастырей, а вслед за этим – и их идеологическое и нравственное разложение. Рост бедности и профессионального нищенства постепенно в XII–XIII вв. снизил социальное значение монастырской благотворительности. С разрушением натурального и развитием денежного хозяйства монастыри менее охотно предоставляли свои убежища нищим и убогим, более ориентируясь на богатых клиентов. Феодалы видели в убежищах бедняков места для собственных детей, по тем или иным мотивам не сумевших найти свое место в жизни. Все чаще происходят ситуации, когда благородный отец, если не может выдать дочь замуж и обеспечить приданым, отправляет ее в монастырь – не с тем, чтобы она посвятила себя Богу, а чтобы жила безбедно, как привыкла знать.