Рынок в условиях монополии

Чистая монополия – это абстрактная модель рынка. Трудно себе представить ситуацию, когда конкуренция полностью отсутствует. Даже "Газпром" контролирует не 100, а 78% производства газа в России. Тем не менее анализ модели рынка чистой монополии помогает найти ответ на ряд принципиальных вопросов, понять, что лежит в основе формирования цен на неконкурентных рынках, чем руководствуются фирмы при выборе объемов продаж и т.д.

Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист – единственный производитель данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Предельный доход монополиста

Как уже было сказано (см. гл. 11), для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 12.9).

Рис. 12.9. Цена и предельный доход фирмы-монополиста:

D – спрос: MR – предельный доход монополиста

Например, монополист может продать по цене 800 тыс. руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 тыс. руб. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы продукции, цена должна стать равной 600 тыс. руб. за каждую из них, четыре единицы – 500 тыс. руб. и т.д. Валовой доход фирмы-монополиста, соответственно, составит при продаже: 1 ед. – 800 тыс. руб.; 2 ед. – 1400 (700 • 2); 3 ед. – 1800 (600 • 3): 4 ед. – 2000 (500 • 4).

Соответственно, предельный (или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит: 1 ед. – 800 тыс. руб.; 2 ед. – 600 (1400 – 800); 3 ед. – 400 (1800 – 1400); 4 ед. – 200 (2000 – 1800).

На рис. 12.9 кривые спроса и предельного дохода показаны как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции.

Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма X – единственный производитель данной продукции на рынке; сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 12.4.

Таблица 12.4

Динамика издержек и доходов фирмы X в условиях монополии (информация об издержках фирмы X взята из примера в гл. 11)

Объем, тыс. ед.

Средние издержки, руб.

Средние валовые издержки, руб.

Предельные издержки, руб.

Цена, руб.

Валовая выручка, тыс. руб.

Предельный доход, руб.

Прибыль, тыс. руб.

переменные

валовые

1

105

45

105

45

100

100

100

-5

2

145

42,5

72,5

40

96

192

92

47

3

180

40

60

35

92

276

84

96

4

210

37,5

52,5

30

88

352

76

142

5

245

37

49

35

84

420

68

175

с

285

37,5

47,5

40

80

480

60

195

7

330

38,5

47,2

45

76

532

52

202

8

385

40,6

48,1

55

72

576

44

191

9

450

43,3

50

65

68

612

36

162

10

525

46,5

52,5

75

64

630

28

115

Предположим, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 100 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 7 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам (выше предельных издержек). Если она произведет 8 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 9 тыс. ед. продукции, причем цепа этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

Оптимальный объем производства, тыс. ед.

Цена, руб.

Конкуренция

9

68

Монополия

7

76

Таким образом, на конкурентном рынке равновесие достигается, когда цена равна предельным издержкам, на монопольном рынке – когда цена выше предельных издержек.

Цена, устанавливаемая монополистом, называется монопольной ценой.

Монопольная цена выше той, которая установилась бы при отсутствии монополии. За счет своего монопольного положения фирмы имеют возможность получить дополнительную прибыль, или сверхприбыль. В нашем примере, продавая товар по конкурентной цене (68 руб.), фирма получила бы 263 тыс. руб. прибыли. Однако установив более высокую цену (76 руб.), фирма получает 202 тыс. руб. прибыли. Дополнительная прибыль (сверхприбыль), источником которой служит именно монопольное положение фирмы, составляет 39 тыс. руб.

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 12.10.

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в тысячах единиц продукции, а точка А на графике лежит между 7 и 8 тыс. ед., будет произведено 7 тыс. ед. продукции. Не произведенные монополистом 8 и 9 тысячи (а они были бы выпущены в условиях конкуренции) означают потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.

Рис. 12.10. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом:

D – спрос; MR – предельный доход; МС – предельные издержки

Эластичность рыночного спроса на продукцию влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса по цене ЕР, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р следующим образом:

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей "взвинчивать" цены и получать монопольные доходы.