Лекция 2. Рынок и рыночные процессы

Экономисты подразумевают под термином "рынок" не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой покупаются и продаются предметы, а в целом всякий район, где взаимоотношения покупателей и продавцов друг к другу столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.

Антуан Курно

Несмотря на огромные различия в деталях, почти все основные экономические проблемы имеют одну и ту же суть. Эта суть есть... необходимость уравновешивания спроса и предложения.

Альфред Маршалл

Даже из попугая можно сделать образованного экономиста – все, что он должен заучить, это лишь два слова: "спрос" и "предложение".

Неизвестный автор

После изучения данной главы студент должен:

знать

• основные законы спроса и предложения, которые лежат в основе существования и развития рыночной экономики;

уметь

• интерпретировать ситуации рыночного равновесия и неравновесия;

• иллюстрировать при помощи графического материала рыночные механизмы восстановления равновесия;

• анализировать специфику того или иного товарного знака с точки зрения концепции эластичности и интерпретировать поведение потребителей и производителей на этих рынках с учетом этого;

владеть

• инструментарием построения графиков спроса и предложения.

Рынок и рыночные структуры

В рамках экономической теории рынок является наиболее используемым понятием для обобщения совокупности многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками.

Сущность любого явления экономической действительности определяет совокупность свойственных ему необходимых сторон и связей, включая все законы его функционирования и развития.

Рынок представляет собой совокупность необходимых взаимодействий между покупателями и продавцами по поводу организованного движения товаров и денежных средств.

Покупатели и продавцы выступают в качестве основных субъектов рынка. Покупатели – это те субъекты рынка, которые участвуют в процессе покупки. Сам процесс покупки начинается с того, что субъект осознает потребность в том или ином приобретении, и заканчивается его решением относительно данного приобретения.

К продавцам относятся субъекты рынка, участвующие в процессе продажи. Так, процесс продажи начинается с того, что субъект осознает потребность в той или иной продаже, и заканчивается решением о ней.

Товар отождествляется с особым экономическим благом.

В качестве товаров выступают те экономические блага, которые служат предметом сделки купли-продажи на рынке.

Товар обладает потребительной и меновой стоимостью. Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Меновая стоимость товара характеризует его пригодность к обмену.

Деньги (денежные средства) в их современной трактовке отождествляются с особым инструментом, который в рамках товарного обращения призван выполнять две базовые функции: меры стоимости и средства обращения.

Деньги – особый инструмент, в рамках товарного обмена призванный обеспечить обращение товаров и измерение их ценности.

В качестве меры стоимости деньги выступают средством для соизмерения ценности (стоимости) всех товаров. Это позволяет субъектам рынка принимать рациональные решения в сфере обмена. Измерение ценности товаров при помощи денежных средств предполагает определенность относительно единиц ее измерения. Конкретное количество денежных единиц, характеризующих ценность того или иного товара, определяется в современной экономической теории как его цена. В функции средства обращения денежные средства выполняют роль посредника при обмене товарами. Функционирование денег в качестве средства обращения требует определенной денежной массы. Последняя представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, которыми располагают рыночные субъекты.

Наиболее важные аспекты рынка принято определять как рыночная структура. Этим понятием в экономической теории обозначают условия, в рамках которых осуществляется рыночная конкуренция. В зависимости от состояния конкуренции на рынке выделяются две главные модели: модель конкурентного и модель неконкурентного рынков. Конкурентным признается тог рынок, на котором имеется много покупателей и продавцов примерно одинаковой продукции и ни один производитель не имеет значительного влияния на рыночные цены. Многие реально функционирующие рынки являются достаточно конкурентными, и их можно рассматривать как рынки совершенной конкуренции. на рынке совершенной (чистой) конкуренции имеется много покупателей и продавцов стандартизированной продукции, каждый из которых не оказывает влияния на значение ее рыночной цены. В качестве неконкурентного рынка признается рынок, где отдельные субъекты могут оказывать существенное влияние на значение рыночной цены.

Понимание отдельных рыночных проблем и проблем функционирования конкретных рынков как таковых требует, прежде всего, четкого представления о взаимодействии сил спроса и предложения в условиях высококонкурентного рынка.