Рынок краткосрочного капитала (денежный рынок) и его регулирование

Внутренний денежный рынок США также является крупнейшим в мире, составляя более 40% ВНП. Как правило, ликвидность краткосрочного рынка (выпуск большого числа депозитных сертификатов для финансирования ссуд производственным и иным фирмам) необходима для обеспечения экономического роста, которому противопоказано такое понятие, как "дефицит средств". Тенденция роста выпуска казначейских векселей и ценных бумаг правительственных организаций отражает увеличение государственного дефицитного финансирования, т.е. операции правительства осуществляются за счет размещения новых государственных обязательств. В этом смысле рынок федеральных резервных фондов является уникальным краткосрочным денежным рынком США. В основном это рынок, где коммерческие банки ссужают и заимствуют излишние резервные фонды, хранимые как депозиты в банках ФРС. Займы дилерам и брокерам значительно возросли в два последних десятилетия, прежде всего вследствие высокой активности по операциям с акциями и облигациями, связанным с разницей в курсах ценных бумаг. Нью-Йоркский денежный рынок используется крупнейшими банками, корпорациями и другими организациями для повышения ликвидности в краткосрочных операциях. Нью-Йоркский банк ФРС занимает стратегические позиции в проведении операций на открытом рынке, являющихся базой кредитно-денежной политики США и непосредственно воздействующих на ликвидность денежного рынка. Организация эффективного контроля над огромными рынками аккумуляции и движения ссудного капитала чрезвычайно сложна, она является следствием потребностей экономики и большого исторического опыта. В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

• законодательных актов и постановлений Конгресса;

• институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих общий надзор над деятельностью бирж);

• механизм саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков);

• эпизодического вмешательства государства в деятельность финансового сектора с контрольно-ревизионными задачами.

Рассмотрим подробнее составляющие этого механизма.

Система законодательных актов и постановлений

Законодательные основы системы регулирования финансовых рынков были заложены целым рядом законов США в период президентства Ф. Рузвельта: Законом о ценных бумагах 1933 г. и Законом о фондовых биржах 1934 г. Как было отмечено выше, Конгресс в 2009— 2011 гг. внес определенные изменения в акты, регулирующие эту сферу.

Закон о ценных бумагах 1933 г. регулирует следующие вопросы:

• порядок регистрации новых выпусков ценных бумаг (ОГЛАВЛЕНИЕ заявления на регистрацию, санкции в случае нарушения установленных правил и прямого обмана);

• порядок продажи бумаг новой эмиссии;

• изъятие из общего правила регистрации самих бумаг и некоторых операций с ними, а также ряд других, в том числе технических, аспектов.

Если указанный закон о ценных бумагах, по сути, регулирует первичный фондовый рынок, то Закон о фондовых биржах 1934 г. регламентирует операции с выпущенными ценными бумагами. В частности, он охватывает следующие аспекты:

• систему регистрации самих бирж, их членов (брокеров, дилеров, специалистов) и ценных бумаг, котируемых на биржах;

• механизм ограничения кредитов, предоставляемых брокерам;

• минимальные нормы поведения биржевиков, в том числе запрещение манипулирования курсами бумаг, обязательное информирование клиентов и ограничение некоторых операций на бирже, в первую очередь сделок с использованием конфиденциальной информации;

• порядок получения доверенностей от акционеров;

• систему учета и отчетности и др.

Самым важным в этом законе считается положение о создании в составе государственного аппарата нового органа, которому было поручено осуществлять контроль над исполнением данного акта, — Комиссии по ценным бумагам и биржам. Кроме того, законодательством 1933—1934 гг. определенные функции по регулированию биржевой деятельности были возложены на Совет управляющих ФРС. Недавний закон о защите потребителей (Закон Додда — Фрэнка 2010 г.) в большей мере регулирует деятельность ФРС в этой области, учитывая печальный опыт дерегулирования предыдущих двух десятилетий.

В части регулирования внебиржевого оборота фондовых ценностей Закон о фондовых биржах 1934 г. и поправки к нему 1936 и 1938 гг. (Акт Мэлони) предусматривали создание особого механизма, каковым стала образованная в 1939 г. Национальная ассоциация фондовых дилеров (НАСД) — организация дилеров внебиржевого рынка, осуществляющая регулирование и внебиржевой контроль.

Помимо указанных актов в тот же период (1940 г.) был принят Закон об инвестиционных компаниях, который определял возможные варианты создания компаний, занимающихся инвестиционной практикой, оговаривал запрещенные виды их деятельности и устанавливал правила акционеров.

Указанные акты, заложившие основы регулирования фондовых операций, остаются краеугольным камнем системы государственной регламентации рынков ценных бумаг и биржевой деятельности по сей день. Вместе с тем в 1970-е гг. в США прошла волна реформ биржевого механизма, направленных на изменение государственного регулирования операций с ценными бумагами. В частности, в 1975 г. Конгресс США принял закон, предписывающий (без указания конкретных сроков) проведение централизации и создание единого национального рынка ценных бумаг, который объединил бы все существовавшие в те времена самостоятельные структурные единицы.