Рынок как механизм регулирования хозяйственно-экономических отношений

До XV в. в Европе господствовало так называемое натуральное хозяйство, которое опиралось преимущественно на индивидуальных хозяев- производителей. Каждый такой хозяин сам производил почти все необходимое для себя и своей семьи, и он же вместе с семьей потреблял все произведенное. Обмен между производителями был явлением случайным и довольно редким. После XVII в. уже существует вполне сложившийся порядок, при котором каждый производитель специализируется на каком-то одном виде продукции. Чтобы удовлетворить свои разнообразные потребности, он регулярно обменивает продукт собственного труда на продукты, произведенные другими. Постоянная нужда во взаимодействии и обмене объединяет прежде разрозненных производителей в крупные системы национальных экономик, внутри которых и между которыми завязываются постоянные устойчивые связи.

Переход к рыночной системе хозяйствования состоит в том, что между двумя огромными сферами экономики – производством и потреблением – постепенно возникает сначала узкая, а затем все более и более расширяющаяся новая сфера – регулярный обмен результатами деятельности, или рынок. Новая рыночная экономика радикально меняет условия и образ жизни народов Европы, а затем и всего мира.

Как "работает" рынок

Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка. Каждый из них озабочен, прежде всего, решением своих индивидуальных проблем: потребителя интересует приобретение необходимого товара, производителя – сбыт произведенной им продукции. Но, решая каждый свою индивидуальную задачу, они все вместе, даже не задумываясь об этом, решают и три основные проблемы экономики: что производить? как производить! для кого производить!

Перманентный референдум. В системе рыночной экономики, по крайней мере в ее идеальной модели, потребление определяет производство, а потребитель – король хозяйственной жизни. Воля потребителей выражается не на съездах, митингах и референдумах, а в магазинах и лавках, где миллионы покупателей выбирают наиболее ценные, с их точки зрения, товары и платят за них те суммы денег, которые они считают равноценными этим товарам. Можно сказать, что рыночная торговля по свободным пенам есть длящийся постоянно референдум по центральным вопросам хозяйственной деятельности: в какую сферу направить экономические ресурсы общества; производство каких товаров расширять, а каких – сворачивать; оплату каких специалистов следует увеличивать, а какие уже не нужны обществу и должны переучиваться.

Где потребность выше, желание приобретать интенсивнее, там вложение капитала обещает большую прибыль, и капитал изымается из менее прибыльных отраслей и перемещается туда, где возникает максимальный спрос. Цены представляют собой нервную систему рыночной экономики. Именно они сигнализируют производителю об изменении настроений потребителей. Они же сообщают потребителям об изменении в издержках производителей, а также о новых возможностях для удовлетворения своих желаний. Исходя из сложившихся цен и потребитель, и производитель строят каждый свою "шкалу предпочтений", согласно которой покупатель ранжирует свои желания приобретать, а предприниматель – свои возможности производить тот или иной товар.

Механизм ориентированного на потребителя рынка учитывает и переводит на язык экономики такие субъективные факторы, как вкусы и привычки, веяния моды и культурные традиции, моральные принципы и личные пристрастия. Изменение любого из этих параметров меняет ассортимент товаров, предпочитаемых потребителем, цену, которую он готов платить за тот или иной товар. Любая фирма, если она стремится удержать свою прибыль на максимально высоком уровне, вынуждена менять ассортимент выпускаемой продукции и структуру цен, подчиняясь суверенному праву потребителя выносить свое собственное суждение о ценности товара.