Рынок информационно-консультационных услуг: спрос и предложение

Уровень развития консультационной деятельности определяется, с одной стороны, взаимодействием величины и структуры потребностей на услуги, с другой – реакцией консультационной службы на эти потребности. Поэтому в ходе планирования деятельности службы и при подготовке решений об изменении набора оказываемых ею услуг необходимо изучить сложившийся рынок информационно-консультационных услуг, а также имеющиеся и потенциальные потребности клиентов в консультациях. Для исследования потребностей используется ряд инструментов. Одним из них является анализ спроса и предложения на консультационные услуги.

Анализ спроса на консультационные услуги обычно проводится в рамках планирования всей работы информационно-консультационной службы. При планировании каких-либо программ или кампаний по оказанию конкретных видов услуг не следует заранее предполагать, что рынок для данных услуг уже существует. Подобное утверждение требует проверки, наряду с определением структуры спроса и его чувствительности к ценам на услуги, их качеству и другим переменным величинам.

Даже при надлежащем проведении анализа спроса прогнозы часто оказываются ошибочными. Особенно опасны долгосрочные прогнозы. Прогнозирование перемен в доходах и платежеспособности клиентов, в их поведении, связанном с приоритетами, в политике государства и иных факторах, которые ведут к изменению ранее существовавших зависимостей и влияют на основные допущения прогноза, заведомо характеризуется неопределенностью и потому сильно затруднено.

Тем не менее часто службам приходится готовить решения, которые имеют долгосрочные последствия. Процессу подготовки и принятия решений но данным проблемам предшествует прогнозирование спроса на эти решения. Прогнозы спроса должны вестись с учетом стоимости использования различных методик. Например, более сложная методика подготовки решения могла бы обеспечить более глубокое проникновение в суть проблемы, но при этом как от клиента, так и от самой службы потребовалось бы затратить больше ресурсов и времени. Обычно существует какой-то порог, выше которого увеличение выгоды от получения дополнительной информации не оправдывает затрат дополнительных ресурсов.

Разработанные прогнозы спроса следует периодически корректировать в ходе подготовки решения и во время его реализации.

Это позволяет использовать новые данные и уменьшает разрыв между прогнозами и реальной ситуацией.

При прочих равных условиях существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на этот товар. Такое соотношение между ценой и количеством купленного товара именуется графиком спроса, или кривой спроса. Если консультационные услуги рассматривать как товар, то это утверждение справедливо и для соотношения спроса и предложения на услуги.

На приведенном графике (рис. 5.1[1]), если его интерпретировать с точки зрения соотношения спроса и предложения на консультационные услуги, кривая спроса DD показывает количество оказываемых ИКС (и другими консультационными службами) услуг конкретного вида, которое сельские товаропроизводители согласны оплатить по каждой данной цене. Нисходящая кривая спроса означает, что при прочих равных условиях повышение цены на услугу сопровождается снижением числа обращений клиентов за данной услугой. И наоборот, при снижении цены спрос на услугу возрастает.

Рис. 5.1. График спроса и предложения

Помимо цены, спрос на услугу зависит и от других существенных факторов:

• средний доход сельских товаропроизводителей является одним из факторов, определяющих спрос на услугу. При росте доходов спрос на все необходимые услуги увеличивается (кривая спроса сдвигается вправо);

• масштаб рынка влияет на кривую спроса. Товаропроизводители крупных сельскохозяйственных регионов предъявляют спрос на большее количество услуг, чем товаропроизводители небольших или урбанизированных регионов (так как число потребителей консультационных услуг там меньше);

• цены и доступность подобных услуг, оказываемых другими консультационными службами и агентами (наличие и состояние конкурентной среды);

• от предпочтений и приоритетов потребителей зависит спрос на определенные типы услуг. Так, в случае отсутствия или недостатка собственных свободных средств и невозможности получения долгосрочного кредита спрос на услуги по разработке инвестиционных проектов будет ниже, чем, например, на услуги по совершенствованию производственной структуры предприятия, для реализации решений по которым, как правило, не требуется больших финансовых затрат;

• наконец, так называемые особые условия также воздействуют на спрос. К особым условиям может относиться ожидание будущих изменений. Так, предполагаемое введение нового закона о земельных отношениях, предусматривающего залог земли, может привести к росту спроса на услуги по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов; планируемое (предполагаемое) увеличение цен па определенные консультационные услуги также повышает спрос на них и т.п.

Изменения в цене на услуги (при прочих равных условиях) вызывают движение по кривой спроса. При изменении же других факторов кривая сдвигается в целом вверх или вниз. Экономическая жизнь всегда находится в движении, благодаря чему спрос на товары и услуги постоянно меняется.

Анализ предложения на консультационные услуги. Кривая предложения товара SS показывает взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, которое производители согласятся при прочих равных условиях выпустить и продать.

Восходящая кривая предложения отражает положительную взаимосвязь между ценой услуги и ее количеством, поступающим на рынок. При росте цен консультационные службы стремятся увеличить объем предлагаемых услуг, и наоборот. В основе позиции коммерческих консультационных фирм лежит стремление поставлять услуги на рынок для получения прибыли. Для государственных служб также важно получение дополнительных доходов с целью расширения своей информационно-консультационной деятельности, хотя главным стимулом для них является достижение своих целей клиентами, если они не противоречат интересам общества и государства.

К числу факторов, влияющих на объемы предложения услуг, относятся следующие:

а) издержки на оказание услуг – при низких предельных издержках ИКС может оказывать больше услуг по данной цене;

б) прогресс в области информационных технологий, новых методов научных исследований и консультирования способствует повышению производительности информационно-консультационных служб, расширению спектра оказываемых услуг, повышению их качества и снижению издержек, увеличивая тем самым предложение услуг;

в) изменения в ценах на высококвалифицированный труд консультантов и специалистов, а также на другие используемые службой ресурсы влияют на формирование издержек консультирования и, следовательно, на предложение услуг;

г) количество консультационных служб, фирм и агентов, выступающих на рынке консультационных услуг;

д) искусственная деформация рынка услуг. Как правило, наивысший уровень предложения для каждого уровня цен достигается в условиях совершенной конкуренции. Однако в реальном мире совершенные рынки отсутствуют, а введение, например, лицензирования на оказание консультационных услуг влияет на уровень их предложения на рынке. Оказание бесплатных для клиентов услуг со стороны ИКС, финансируемых из государственного бюджета, также изменяет ситуацию.

Изменение любого из указанных выше факторов приведет к изменению объема предложения для каждой рыночной цены на услугу. В частности, предложение может измениться в связи с реализацией программы или кампании ИКС. Например, программа, предполагающая расчет оптимальных рационов кормления сельскохозяйственных животных на предприятиях района или области с помощью нового высокопроизводительного программного комплекса, снижает затраты времени в расчете на одну услугу. В этом случае ИКС сможет оказать больше таких услуг по той же или сниженной цене, увеличив тем самым объем предложения на рынке.

Очевидно, равновесная рыночная цена (Р*) и равновесное количество услуги (q*) определяются точкой пересечения кривых спроса и предложения. При равновесной цене клиенты захотят купить то количество услуг, которое службы хотят выпустить и продать. При слишком низкой цене, Р1 (или слишком высокой, Р2), спрос на услугу, qD, будет выше (или ниже) предложенного количества, qs, т.е. на рынке услуга окажется в дефиците, qD – qS (или избытке). Цены поднимаются (или падают) при избыточном спросе (предложении), а консультационные службы при подъеме (или падении) цен стремятся увеличить (или уменьшить) предложение услуги вплоть до момента достижения равновесной цены Р*.

Данный механизм, как уже отмечалось, реализуется в условиях "идеального" рынка и в большей степени характерен для частного коммерческого консультирования. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что государство, осознавая высокую общественную (народнохозяйственную) значимость консультационной деятельности, сознательно и целенаправленно изменяет условия рынка услуг. В результате прямого или косвенного бюджетного финансирования службы (через дотации, субсидии, льготные тарифы, введение системы лицензирования и т.п.) на рынке возникают значительные возмущения, существенно влияющие на спрос и предложение, на поведение субъектов рынка услуг.