Рыночный спрос и его эластичность

До сих пор мы говорили об индивидуальном спросе, принимая без обсуждения аксиому независимости потребителя, смысл которой сводится к тому, что удовлетворение отдельного потребителя не зависит от объема и структуры потребления других лиц. Следовательно, и объем спроса отдельного потребителя не зависит от объема спроса других.

Для практических целей важное значение имеет определение рыночного спроса, который представляет собой сумму значений индивидуального спроса всех потребителей при каждой возможной цене. В этом случае

где Qi – объем рыночного спроса на i-й товар; т – число потребителей; qij – функция спроса на i-й товар j-го потребителя.

Графически суммарная кривая рыночного спроса представлена на рис. 7.11.

Кривая рыночного спроса имеет изгиб (точка К), потому что некоторые потребители не желают совершать покупки по ценам, которые другие потребители находят приемлемыми

Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребителей на изменение цены товара.

Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах при изменении независимой величины на 1%:

Формула точечной эластичности

Рис. 7.11. Суммарная кривая рыночного спроса

(для непрерывного случая ).

Формула дуговой эластичности:

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%:

или

где ; РA – цена товара А.

Нели цена будет увеличиваться, объем спроса будет уменьшаться (эластичность спроса по цене отрицательна). Если цена будет снижаться, объем спроса увеличится, эластичность вновь имеет знак "минус".

Пренебрежем знаком и сконцентрируемся только на значении показателя, определяя, является ли спрос эластичным или неэластичным.

Диапазон эластичности распространяется от нуля до бесконечности. Поэтому различают несколько групп ценовой эластичности спроса.

Эластичный спрос (е > 1) – ситуация, при которой объем спроса изменяется на больший процент, чем цена.

Неэластичный спрос < 1) – ситуация, когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена.

Совершенно эластичный спрос (е = ∞) – ситуация, когда при снижении цепы покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены полностью отказываются от товара.

Совершенно неэластичный спрос = 0) – изменение цены не влечет за собой изменение объема спроса.

Различная эластичность спроса при неизменном наклоне линии спроса (D) представлена на рис. 7.12.

Эластичность спроса по цене может иметь совершенно различные значения для разных видов товаров. Это зависит от ряда факторов.

1. Наличие на рынке товаров-заменителей. Чем больше таких товаров-заменителей, тем ближе их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар, тем больше людей переключится с данного товара на его заменители. Если товары-заменители отсутствуют, спрос на товар становится совершенно неэластичным. Если цена на повседневные продукты питания повысится, спрос на них снизится крайне незначительно, так как альтернативы этим продуктам не существует.

Рис. 7.12. Различная эластичность спроса при неизменном наклоне линии спроса

2. Разнообразие возможностей (направлений) использования данного товара. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность.

3. Период времени, прошедший с момента повышения цен. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время. За это время потребитель найдет альтернативу подорожавшему товару и восстановит модель своего потребительского поведения.

4. Доля расходов потребителя на тот или иной товар. Спрос более эластичен на товары, доля расходов на которые в структуре доходов потребителя более высокая. Очевидно, что соль имеет весьма низкую эластичность спроса по цене. Это объясняется тем, что мы тратим на покупку соли такую маленькую часть нашего дохода, что повышение цены на этот продукт не приведет к значительному росту наших расходов.

5. Степень насыщения потребностей. На стадии начального насыщения спроса даже небольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж, а по мере насыщения потребностей эластичность спроса снижается.

6. Специфика рынков. Чем более какой-то товар потребителю необходим, тем менее эластичен спрос на него. Человек с сахарным диабетом нечувствителен к повышению цен на инсулин.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (A) при изменении цены другого товара (В) на 1%:

или

где ; РA, РB – цены товаров А и В.

Классификация товаров по значению коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене:

• взаимозаменяемые товары > 0), когда объем спроса на один товар и цена другого товара прямо пропорциональны;

• взаимодополняемые товары < 0), когда объем спроса на один товар и цена другого товара обратно пропорциональны;

• независимые товары = 0), когда объем спроса на один товар и цена другого товара не связаны друг с другом.

Знание перекрестной эластичности важно для фирмы по следующим причинам. Во-первых, перекрестная эластичность показывает реакцию на изменение цен продуктов, конкурирующих с данным. Во-вторых, она позволяет четче обозначить круг товаров-конкурентов.

Фирмы заинтересованы в том, чтобы знать, какой может быть реакция объема спроса на изменение потребительского дохода.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%:

, или

где QA = f(I)•

Классификация товаров по значению коэффициента эластичности спроса по доходу Вперед:

• товар низшего качества (е < 0), объем спроса на который и доход обратно пропорциональны:

• нормальный товар (е > 0), объем спроса на который и доход прямо пропорциональны.

В развитых странах спрос на автомобили, зарубежные туристические поездки быстро увеличивается по мере роста доходов населения, в то время как на картофель может остаться на прежнем уровне или даже снизиться (как на продукт, повышающий уровень холестерина).

На основе кривой спроса можно определить расходы покупателей на приобретение данного товара, которые формируют выручку продавцов (TR):

При снижении цены с Р1 до Р2 (рис. 7.13, а) объем спроса увеличится с Q1 до Q2. При этом изменение выручки составит

или

Рис. 7.13. Зависимость цены (я) и выручки (б) от объема спроса

Поскольку есть коэффициент прямой эластичности спроса по цене еi, рассчитанный на базе минимальных значений объема и цены, мы можем записать

Итак, изменение общей выручки будет зависеть при данном объеме спроса от изменения цены (Р) и эластичности спроса.

В случае эластичного спроса именно снижение цены (от точки А к точке С) ведет к увеличению выручки продавцов (TR), тогда как при неэластичном спросе рост выручки обусловлен повышением цены (рис. 7.13, б).

При абсолютно неэластичном спросе вне зависимости от того, что происходит с ценой на продукцию, объем спроса остается неизменным, будет изменяться только выручка.