Рыночные методы управления

Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка, на котором фирмы могут покупать, продавать или перераспределять права на загрязнение. Этот подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваются фирмы. Естественно, рыночные отношения в этой сфере предполагают создание основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей и обеспечивающей сделки по торговле правами на выбросы. В то время как под воздействием стандартов фирмы просто определяют удовлетворяющую их с наименьшими затратами комбинацию первичных ресурсов, технологию и очистное оборудование, рынок прав на загрязнение дает дополнительные возможности варьировать затратами. Фирмы могут сильно снизить загрязнение, за что они получают компенсацию, обеспечив соблюдение стандарта частично использованием очистного оборудования, а частично – покупкой нрава на выбросы у других фирм.

Для рыночных методов характерна концепция "пузыря" – трактовка множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, и находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет крупных предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансироваться фирмами, находящимися в "пузыре" и не вкладывающими средств в собственное очистное оборудование. На этом пути можно получить существенную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды. Принцип "пузыря" создает внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне региона.

Возможные инструменты рыночного регулирования следующие.

Разрешения на выброс распределяются между отдельными предприятиями. От фирмы требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистные технологии, либо через приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем было предусмотрено после первоначального распределения разрешений. Данный подход создает определенные стимулы:

1) для фирм, предоставляющих права на загрязнение на продажу, становится выгодным использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций и достигать установленного стандарта наиболее эффективным способом, фактически получая компенсацию у других фирм за сэкономленные права;

2) для фирм, у которых издержки на утилизацию отходов очень велики, появляется возможность достичь стандарта, покупая права на выбросы, а не делая инвестиции в природоохранное оборудование и минимизируя свои издержки на требуемое сокращение выбросов. Этот подход развивает торговлю правами на загрязнение, фактически создавая рынок таких прав.

Банки прав на загрязнение представляют собой развитие предыдущего подхода. Фирмы, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас прав, продающим и покупающим их. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая погашение израсходованных прав и не допуская их повторного использования.

Банки могут также предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты, т.е. временные нрава на увеличение выбросов. Предприниматель не должен платить столь значительную сумму, какую он платит, покупая права на выбросы. С точки зрения природы это тоже хорошо, так как предприниматель знает, что очень скоро (по истечении срока предоставления кредита) ему надо будет сократить выбросы. Если же он купит разрешение на загрязнение, то стимулов сократить выбросы у него будет меньше.

Биржи прав на загрязнение. При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы.