Рыночная цена

До сих пор говорилось о цене как об определяющем факторе спроса и предложения. Однако здесь существует не менее жёсткая и обратная связь: спрос и предложение, в свою очередь, определяют рыночную цену. Причём особенность в том, что делают они это совместно, устанавливая на рынке один-единственный ценовой уровень, наиболее приемлемый как для производителей (продавцов), так и для самих потребителей. Эта компромиссная цена называется равновесной рыночной ценой, так как при пей суммы спроса и предложения уравновешиваются.

Наглядно это можно показать на общем графике спроса и предложения (рис. 5.18). Точка пересечения кривых спроса и предложения, обозначенная буквами ТР, называется точкой равновесия. Именно в ней спрос на наш условный товар (45 т.е.) и предложение (45 т.е.) совпадают, а рыночная цена равна 2,5 д.е. Это значит, что только при данном уровне цены количество товара, которое хотят продать производители (продавцы), равно тому количеству, которое желают и в состоянии купить потребители.

Рис. 5.18. Общий график спроса и предложения на условный товар

Нельзя нс оговориться, что равновесная цена устанавливается не сразу и не навсегда. Возможны периоды купли-продажи товара по другим, неуравновешенным ценам. Однако в этих случаях неизбежны либо избыток, либо нехватка товара и саморегулирующиеся изменения текущих цен в сторону равновесного уровня.

Обратимся вновь к нашему общему графику (рис. 5.18). Допустим, цена равна 4 д.е. Тогда соответствующее ей предложение (П = 68 т.е.) окажется больше спроса (С = 21 т.е.) на 47 т.е. Трудности сбыта товара подтолкнут конкурирующих производителей к снижению цены, и она постепенно опустится до равновесного уровня.

Теперь пусть цена равна 1,5 д.е. Здесь уже, напротив, спрос на товар (С = 68 т.е.) превысит предложение (П = 31 т.е.) на 37 т.е. Это усилит конкуренцию между покупателями и качнёт цену в сторону повышения. Производители получат стимул к увеличению производства. Предложение начнёт расти, а спрос снижаться, так как число покупателей, готовых платить растущую цену, будет сокращаться. Эти процессы продолжатся, пока дефицит не исчезнет и предложение, спрос и цена не придут к равновесному уровню.

Таким образом, расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменения цены и цепочку событий, приводящих в итоге к согласованию спроса и предложения и установлению равновесной рыночной цены (рис. 5.19).

Рис. 5.19. Рыночное саморегулирование равновесной цены

Надо, однако, не забывать, что и сама рыночная цена не остаётся неизменной. Спрос и предложение товаров постоянно меняются, их кривые на графике "гуляют", смещаясь то влево, то вправо. Следовательно, точка равновесия тоже "блуждает" по полю графика. И рынку приходится вновь и вновь оперативно согласовывать предложение и спрос, естественным образом нормируя потребление.

Государственное регулирование цен

Совсем иначе обстоит дело, когда рыночный ценовой механизм отключён и цены устанавливаются искусственно, государством, административным[1] путём. Здесь могут быть два варианта (рис. 5.20). Первый – установление верхней границы цен, выше которой продавать продукцию запрещается. При этом установленный потолок цен, естественно, ниже равновесного уровня. В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Тогда подобное регулирование позволяет широким кругам потребителей приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах.

Рис. 5.20. Негативные последствия государственного регулирования цен

Однако здесь же возникает цепочка негативных последствий. Нарушение рыночного саморегулирования вызывает устойчивый дефицит товаров и необходимость государственного нормирова́ния дефицитной продукции для потребителей (например, через карточную систему). В результате неизбежно растёт контролирующий бюрократический аппарат, появляются нелегальные, чёрные рынки, фальшивые потребительские карточки и другие беззакония.

Второй вариант – установление нижней границы цен. Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов опредёленным производителям (чаще всего фермерам). В данном случае установленная правительством минимальная цена, напротив, выше цены равновесия. Это поддерживает фермеров (низкая равновесная цена разорила бы их), но опять-таки порождает ряд негативных последствий.

Выключение рыночной саморегулировки неизбежно ведёт к образованию устойчивого излишка продукции (завышенная цена стимулирует предложение, одновременно сужая спрос). Государство вынуждено либо ограничивать производство (например, диктуя пределы посевных площадей и выплачивая компенсации за незасеянные поля), либо выкупать излишки продукции (тем самым субсидируя фермеров). При этом встаёт проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции.

Таким образом, административное установление цен в любом его варианте выключает механизм рыночного саморегулирования. Если свободно складывающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этого не делают. Образуются дефициты или излишки продукции, и обществу приходится справляться с порождаемыми ими проблемами.