Русское изобразительное искусство XVII в.

Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохраняет все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые тенденции. В связи с созданием мануфактур и определенным сближением со странами Западной Европы происходит разрушение традиционного религиозного мировоззрения. Тяга к науке, рост светской публицистики, интерес к реальным сюжетам в литературе, нарушение иконографических сюжетов в живописи, сближение культового и гражданского зодчества, любовь к декору, к полихромии в архитектуре и в изобразительном искусстве выражают бурный процесс "обмирщения" культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация). Этот процесс положительно сказался на образовании и книгопечатании.

В XVII в. живопись развивается необыкновенно бурно. На рубеже XVI-XVII вв. в ней выделяются два художественных направления. Одно связано с именем Бориса Годунова - годуновская школа, - поскольку большинство произведений было исполнено по его заказу. Художники годуновского направления стремились следовать монументальным образцам Рублева и Дионисия, однако им не удалось избежать эклектичности. Второе направление получило название "строгановской школы", так как некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых. Наиболее замечательные ее представители - Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Федор, Истома Савины, Емельян Москвитин и др. Строгановская икона - небольшая по размеру, для нее характерно тщательное, мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра, красочность. Высокий профессионализм иконописцев строгановской школы был направлен, однако, не столько на создание моленного образа, сколько на утоление эстетических потребностей заказчика.

Свой вклад в выделение эстетической стороны иконы внес Симон Федорович Ушаков (1626-1686) - русский живописец, гравер и теоретик искусства. Произведения Симона Ушакова - парсуны, миниатюры - сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков отходит от условности, стараясь придать иконописным ликам характер живых лиц. На его иконах - реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.

Самое известное произведение Симона Ушакова - икона "Спас Нерукотворный", в которой художник с помощью светотени придает лику Христа объемность. В 1617 г. он создал икону "Троица", в которой, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья.

Фресковая живопись XVII в. отличается от фресок предыдущих периодов тем, что изображения измельчаются, в них отсутствует тектоника, но появляются декоративность, праздничность, возрастающий интерес к человеку и его повседневной жизни, акцент в сюжетах Священного Писания на красоту природы и труд человека. Характерны ярославские фрески артели Гурия Никитина (роспись ярославской церкви Ильи Пророка), Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове).

Интерес к человеческой личности ярче всего проявляется в портретном жанре. Портрет - парсуна (от искаженного лат. "persona") родился еще на рубеже XVI-XVII вв. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере - на досках, яичными красками. Таковы парсуны царя Федора Ивановича и воеводы, князя М.В. Скопина-Шуйского, написаны они на липовых досках, в изображении - характерный для иконы трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригинала.

Стилю русских художников 80-90-х гг. XVII в. присущи не только тонкая цветовая гамма, но и пристальное внимание к внутреннему миру человека. Типичными парсунами можно назвать портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I Н.К. Нарышкиной.

В XVII в. все больше заявляет о себе круглая скульптура, почти совсем незнакомая предыдущим эпохам развития русского изобразительного искусства.