РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА

А. И. Герцену принадлежат слова о том, что Петр I бросил вызов России и через 100 лет она ответила ему явлением Пушкина. "До Пушкина еще она ответила образованием литературного языка, нового стихосложения и усвоением всех тех западных начал, что легли в основу новой литературы, новой музыки, нового искусства, новой науки и мысли – всего цветения духовной жизни в петербургский период ее истории" (В. В. Вейдле). А период этот длился с петровских времен до дней, потонувших в пушечных залпах и газовых атаках Первой мировой войны.

Начало XIX столетия прошло в России в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого А. С. Пушкина. Война 1812 г. и вольнолюбивые надежды молодого поколения русского дворянства, и особенно тех его представителей, кто, пройдя через горнило наполеоновских войн, входили освободителями в Париж, во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. Рост интереса к художественной жизни России в эти годы выразился в создании художественных обществ и издании специальных журналов: "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" (1801), "Журнала изящных искусств" (сначала в Москве [1807], а затем в Петербурге [ 1823 и 1825]), "Общества поощрения художников" (1820), "Русского музеума" Π. П. Свиньина (1810-е) и "Русской галереи" в Эрмитаже (1825); формировании провинциальных художественных школ, вроде школы А. В. Ступина в Арзамасе или А. Г. Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.

"Пушкинская пора" овеяна романтизмом, и этот период совпадает с развитием романтизма как художественного направления в Европе. В сменах стилей теперь уже нет прежнего разрыва: поздние ампирные портреты Боровиковского "корреспондируют" с ранним Энгром, романтизм Делакруа находит отзвук в живописных и графических портретах Кипренского и Орловского, а реализм Курбе на русской почве переплавляется в первые образцы "критического реализма".

В русском искусстве XIX в. многое изменилось по сравнению с веком XVIII. Как и на Западе, возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества (не за то ли сражался и Курбе?), в котором теперь все более остро поднимаются социальные и нравственные проблемы. Особенно это обозначилось в 1840-е гг. – время активной деятельности А. И. Герцена (1812–1870), В. Г. Белинского (1811 – 1848) и др., время страстных споров славянофилов и западников. Так определился условный водораздел истории русского искусства на два этапа – его первую и вторую половину, и в этой последней представляется вполне закономерным выделить конец XIX – начало XX в. как период, имеющий свои смысловые и стилистические особенности. "С “дней Александровых прекрасного начала вплоть до Севастополя имперские замыслы Петра Великого торжествовали полную победу. Олицетворением этих замыслов, олицетворением “Российской империи", занявшей место “матушки Руси", был Петербург. И в Петербурге, как в фокусе, сосредоточилось российское “все"", – писал поэт Георгий Иванов (1894–1958). По с середины столетия пути развития художественной культуры Европы и России несколько расходятся. Европейские художники во главе с французскими все более уходят в проблемы формы, поиски и находки новых художественных приемов, как это блестяще делали импрессионисты и постимпрессионисты. Русские же художники воспринимают искусство прежде всего как трибуну, с которой решаются "больные вопросы современности".