"Русский вопрос" в Вашингтоне.

Внешне все выглядело таким образом, что по итогам Вашингтонской конференции США становились активным участником международных отношений, важнейшим гарантом стабильности в громадном Тихоокеанском регионе. Однако это было не так. Находящиеся у власти в Соединенных Штатах республиканцы не стремились играть активной роли ни в Европе, ни в Азии. Американская внешняя политика и после Вашингтонской конференции оставалась пассивной и, по сути, изоляционистской. В Белом доме были довольны результатами Вашингтонской конференции, которые зафиксировали паритет между ВМФ США и Великобритании, а также признали принцип "открытых дверей" в Китае. Там решили, что дипломатия выполнила свою задачу, и делать ей, в сущности, больше нечего.

Таким образом, инициатива в региональных делах заведомо передавалась в руки Японии. Пройдет не так много времени и, как мы увидим, в Токио решат, что самоограничения, принятые на себя "Страной восходящего солнца" в американской столице, чрезмерно стесняют ее внешнюю политику. И только Перл-Харбор, в конечном итоге, выведет американскую политику на Тихом океане из состояния благодушия и спячки, навсегда покончив в то же время с американским изоляционизмом.

Отчасти функции сдерживания японского активизма могли бы взять па себя другие державы — Великобритания, Франция, Китай, Россия. Однако у первых двух европейских держав сил не хватало даже на Европу; Китай в то время был слишком слаб, а Советская Россия, помимо того, что она также была слаба во время проведения конференции по причине русской гражданской войны, была в то же время неприемлема для Вашингтона, но идеологическим соображениям. Но и после того как в России закончилась гражданская война, было провозглашено образование СССР, и Москва развернула активную политику на Дальнем Востоке, Вашингтон продолжал фактически игнорировать Советскую Россию. Как известно, установление советско-американских дипломатических отношений состоялось лишь в ноябре 1933 г., уже после того как Япония фактически начала агрессию в Китае.

Правда, российско-американское взаимодействие, направленное, на сдерживание чрезмерной японской агрессивности, в зачаточном виде проявилось уже в ходе Вашингтонской конференции. Как известно, делегация Дальневосточной Республики (ДВР), хотя и не была приглашена на Вашингтонскую конференцию, пришла туда явочным порядком. Фактическим руководителем делегации был сотрудник народного комиссариата иностранных дел (НКИД) РСФСР Александр Александрович Языков. Делегация развила в американской столице бурную политик пропагандистскую деятельность. Так, например, в американской печати были опубликованы фактические материалы о существовании секретного японо-французского соглашения о создании на русском Дальнем Востоке японской сферы влияния.

Сенсационные публикации американских газет о японо-французском сговоре за счет России (и США) упали на благодатную почву. О попытках антиамериканского сговора японцев с европейскими державами в Вашингтоне догадывались давно; в американской столице без всякого энтузиазма воспринимали перспективу усиления Японии за счет русского Дальнего

Востока. Еще в мае 1921 г. США потребовали от Японии вывести войска из Сибири. В ходе Вашингтонской конференции Ч. Хьюз принял делегацию ДВР. Во многом под американским нажимом Япония была вынуждена заявить в ходе конференции о выводе своих войск из России (правда, дата вывода не была зафиксирована, но в 1922 г. последний японский солдат покинул землю российского Дальнего Востока).

Не нужно думать, однако, что в ходе Вашингтонской конференции между ДВР и США наблюдалась полная гармония интересов. Так, например, делегация ДВР сыграла на противоречиях между США и другими державами, в том числе Китаем, когда возник вопрос о КВЖД. Вашингтон пытался поставить дорогу под контроль международного финансового консорциума, ведущую роль в котором играли бы американские банки. Однако это предложение не было принято. В одобренной на конференции резолюции подтверждалась необходимость возвращения КВЖД России как ее законному владельцу.