Лекция V. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В результате освоения данного раздела студент должен:

знать

• хронологические и географические рамки развития русской философии;

• главные особенности развития русской философии;

• основные школы и направления русской философии и их эволюцию;

• важнейшие понятия русской философии;

уметь

• классифицировать школы и учения русской философии по онтологическим и гносеологическим критериям;

• прослеживать эволюцию философских идей от Античности и до современной эпохи;

• выявлять влияние западной и восточной философии на школы русской философии;

• анализировать взаимосвязи между современными философскими учениями, развитием естествознания и социокультурной динамикой;

владеть

• понятийным аппаратом современной западной философии и навыками анализа соответствующих философских текстов.

Хронологические и географическо-этнические рамки. Исследование истории русской философии прежде всего связано с решением целого комплекса проблем, важнейшими из которых являются, во-первых, проблема хронологических рамок, а точнее, времени возникновения русской философии; а во-вторых, проблема географическо-этнических рамок русской и российской философии.

Общие хронологические рамки. По вопросу о времени возникновения русской философии имеются различные точки зрения, основными из которых являются следующие:

• русская философия возникла в XI в. – с приходом на Русь христианства, и в ее развитии можно выделить два важнейших периода: средневековая русская философия – XI–XVII вв. и русская философия Нового времени XVIII–XXI вв.;

• можно говорить о зарождении русской философии только в период становления в России культуры Нового времени, т.е. в XVIII в. – в эпоху Просвещения, причем расцвет ее приходится на XIX–XX вв. (схема 192).

Схема 192. Русская философия: хронологические рамки

Сопоставив эти точки зрения, мы видим, что проблема "начала" русской философии сводится к тому, можно ли многочисленные религиозно-философские произведения XI–XVII вв. относить собственно к философии или же они являются, строго говоря, теологическими с элементами философствования. Сторонники и той и другой точек зрения приводят весомые аргументы в защиту своей позиции. В данном учебнике приводится только общая характеристика философских взглядов средневековых мыслителей, отмечаются важнейшие авторы, их идеи и сочинения, которые, собственно, и являются предметом спора (см. с. 592–593).

Географическо-этнические рамки. Еще одна серьезная проблема, связанная с историей русской и российской философской мысли, состоит во взаимоотношении между народами, входившими в состав Российской империи, а затем – СССР. Очевидно, что не только к русским, но и к российским философам нельзя причислять мыслителей, которые жили и работали в то время, когда их народы не входили в состав России (например, таджика Ибн-Сину (980–1037) или армянских и грузинских средневековых философов), а также тех, кто некоторое время был российским подданным, но явно относился к иной культуре, как, например, И. Кант. Но в то же время не только к российским по гражданству, но и к русским философам по духу можно и нужно отнести родившихся и работавших в России поляка Г. Г. Шпета, Г. И. Гурджиева с его греко-армянским происхождением, В. Ф. Эрна, отец которого был полушведом, полунемцем, а мать – полурусской, полуполькой, или евреев по происхождению Л. Шестова (Л. И. Шварцмана) и С. Л. Франка. Все они не только сформировались как личности и как философы в рамках русской культуры, но и внесли значительный вклад в ее развитие.

Особенно сложно решать вопрос о принадлежности к русской философии различных мыслителей, рассматривая взаимоотношения между тремя славянскими народами: русскими, украинцами и белорусами. Эти народы сформировались на базе племен восточных славян, в основном входивших в IX–XIII вв. в состав государства Киевская Русь. Их обособление и становление как самостоятельных этносов произошло после монгольского нашествия в XIII–XIV вв.; в XVII–XVIII вв. произошло их соединение на территории единого государства (Россия – СССР), а в конце XX в. произошло их новое обособление в самостоятельные государства (Россия, Украина, Белоруссия). Отсюда возникает два основных вопроса:

– правомочно ли зачислять мыслителей времен Киевской Руси в число русских философов или хотя бы в число "предтеч" русской философии;

– правомочно ли зачислять украинских и белорусских мыслителей эпохи государственного единства в ряд русских или хотя бы российских философов?

Например, в советский период первым российским философом Нового времени было принято считать украинского мыслителя Григория Саввича Сковороду (1722–1794), создавшего оригинальный вариант неоплатонизма. В настоящее же время эта точка зрения оспаривается как украинскими, так и русскими историками философии.

Однако несомненно, что "золотой век русской философии" приходится на Новое время и, в частности, на XIX – начало XX вв. А для данного периода все эти вопросы оказываются не особенно существенными, поскольку подавляющее большинство крупных российских мыслителей этого периода можно считать русскими по национальности[1].

Проблема периодизации русской философии Нового времени. Русская философия Нового времени (XVIII–XXI вв.), в свою очередь, может быть поделена еще на несколько периодов (схема 193). Причем в решении этого вопроса также возможны различные подходы. Так, следуя периодизации западной философии, можно различать "философию эпохи Просвещения" (в России ее хронологическими рамками будут середина XVIII – начало XIX в.) и "современную философию" (начиная с 1830-х гг. и по настоящее время). Выделение периода философии эпохи Просвещения для России не вызывает особых споров. Единственное, что здесь можно отметить, – это несколько более позднее его начало в России по сравнению с Западной Европой (где эта эпоха начинается с конца XVII в.) и окончание его не в конце XVIII в., как это было во Франции, а в начале XIX в. – как и в Германии, Испании и ряде других европейских стран.

Схема 193. Общая периодизация русской философии: хронологические рамки

Однако в периодизации "современной философии" для России оказываются возможными различные подходы. В силу социально- политических причин, оказавших значительное влияние на развитие культуры и философии, в истории русской культуры явно выделяются три периода:

• культура XIX – начала XX вв., делящаяся в свою очередь на "золотой век" (примерно с 1830-х гг. и до конца XIX в.) и "серебряный век" (1900 – до 1917 г.);

• культура советского периода – 1917–1991 гг. (для него требуется еще различать русскую советскую культуру и культуру русского зарубежья);

• культура постсоветского периода (1991 г. – настоящее время, т.е. начало XXI в.).

Однако в силу внутренних закономерностей развития русская философия "современного периода" не очень хорошо укладывается в эти временные рамки общего развития русской культуры. В истории русской философии XIX–XX вв. отчетливо выделяются два основных периода: философия XIX в. и философия XX в. При этом 1900 г. выступает как заметный рубеж между ними, но не столько в силу круглой даты, сколько в силу того, что это дата смерти В. С. Соловьева, крупнейшего философа XIX в.

Внутри этих двух периодов возможно также дальнейшее дробление.

В философии XIX в. можно выделить два периода: первую и вторую половину века.

Философия первой половины XIX в.: точнее можно датировать начало этого периода с 1836 г. (когда было опубликовано Первое из "Философических писем" П. Я. Чаадаева) и до середины XIX в. (условно – 1850 г.).

Философия второй половины XIX в: примерно с 1850 по 1900 г.

В философии XX в. выделяются три периода:

1) с 1900 по 1917 г., т.е. до Октябрьской революции;

2) с 1917 по 1991 г., т.е. от Октябрьской революции и до распада СССР ("советский период");

3) с 1991 г. – по настоящее время ("постсоветский период"),

К философии XIX в. или хотя бы второй половины XIX в. вполне может быть отнесена характеристика "золотой век русской философии", а к периоду 1900–1917 гг. – "серебряный век русской философии". Кроме того, необходимо отметить, что в "советский период" необходимо различать собственно советскую философию (развиваемую в СССР по 1991 г.) и философию русского зарубежья (развиваемую в эмиграции примерно до середины XX в.).