"Русская Америка"

Как уже отмечалось, немецкая оккупация Франции привела к массовому исходу русских писателей, не желавших сотрудничать с фашистским режимом, в США. Центр литературной жизни эмиграции переместился в Америку.

Первой попыткой собрать оставшиеся литературные силы стал сборник русской зарубежной литературы "Ковчег", изданный в Нью-Йорке в 1942 г. В нем опубликована проза И. А. Бунина ("Зойка и Валерия"), Марка Алданова ("Микрофон"), Аллы Головиной, Натальи Кодрянской, Натальи Резниковой, Михаила Цетлина, Марии Толстой ("Ясная Поляна"); стихи А. Ачаира, А. Головиной, А. Несмелова, Ю. Софисва, Ю. Терапиано, А. Штейгера и ряда других менее известных поэтов. Среди публицистики выделялся только материал Г. П. Федотова.

Вскоре М. О. Цетлин и М. Алданов сумели создать новый журнал русской эмиграции - "единственный русский толстый журнал во всем мире вне Советского Союза". Эта мысль была обсуждена ими в беседе с И. А. Буниным в Грассе еще в 1940 г. после закрытия "Современных записок". Не мудрствуя лукаво, его назвали "Новый журнал". Первыми редакторами стали М. Алданов (отошедший от обременительных издательских забот после четвертой книги журнала) и поэт и критик М. О. Цетлин (умер, готовя одиннадцатую книжку "Нового журнала"). С 1946 по 1959 г. во главе журнала стоял профессор Гарвардского университета, добрейший человек, "рыцарь свободы и законности" Михаил Михайлович Карпович (1888-1956). Он свято соблюдал декларацию основателей журнала, помещенную в редакционном объявлении первого номера:

"Мы считаем споим долгом открыть страницы "Нового журнала" писателям разных направлений, - разумеется в определенных пределах: люди, сочувствующие национал-социалистам и большевикам, у нас писать не могут"'.

С 1959 по 1986 г. во главе журнала стоял Роман Борисович Гуль, уже не раз упоминавшийся ранее, один или во главе редколлегии.

"Новый журнал" стал достойным преемником "Современных записок" и, пожалуй, лучшим журналом русского литературного зарубежья. В сдвоенном 190-191 номере журнала опубликован указатель всего, что печаталось в нем за 50 лет. В частности, это произведения старейших писателей русского зарубежья, в том числе из их архива. Наряду с такими широко известными шедеврами И. А. Бунина, как "Руся", "Натали", "Генрих", "Чистый понедельник", "Галя Ганская", изданы бунинские записи, дневники, письма. На страницах журнала увидела свет сокровенная автобиографическая проза Б. К. Зайцева и его романы о Жуковском и Чехове, философско-религиозные эссе Д. С Мережковского и экспериментальная проза Л. М. Ремизова. "Новый журнал" публиковал повести и рассказы М. Алданова, М. А. Осоргина, Е. И. Замятина, "Другие берега" В. В. Набокова, стихи Г. В. Адамовича, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, З. П. Гиппиус, В. В. Иванова, Г. В. Иванова, В. Перелешина, В. В. Вейдле. Широко представлено в "Новом журнале" младшее поколение: прозаики Г. Газданов, Н. Н. Берберова, Р. Б. Гуль, В. Л. Корвии-Пиотровский, Б. Ю. Поплавский (посмертно), В. С. Яновский, поэты В. А. Злобин, Ю. П. Иваск, И. В. Одоевцева, В. Перелешин, В. А. Смоленский, Н. Н. Туроверов, И. В. Чиннов, 3. А. Шаховская.

"Новый журнал" предоставил свои страницы и лучшим писателям второй полны русской эмиграции. Здесь опубликованы многие стихотворения Д. И. Клсновского, И. В. Елагина и его жены О. Н. Анстей, почти все стихотворения Н. Н. Моршена, роман Н. В. Нарокова "Могу", рассказы Л. Д. Ржевского. Па страницах "Нового журнала" печатались и произведения писателей, живущих (живших) на родине, но не издаваемых там: А. Белого, М. А. Булгакова, А. А. Барковой, М. А. Волошина, Н. С. Гумилева, Н. А. Клюева, Б. Л. Пастернака. Это позволяло писателям рассеяния не отрываться от традиций русской литературы.

Огромное влияние на формирование мировоззрения писателей русского зарубежья и в целом на литературный процесс русского рассеяния оказывали литературоведческий и философский разделы "Нового журнала". Статьи Г. В. Адамовича, В. В. Вейдле, Ю. П. Иваска, М. М. Карповича, К. В. Мочульского, Г. Струве, Н. И. Ульянова, Б. А. Филиппова, М. О. Цетлина глубоко вскрывали национальные особенности русской классики, выявляли классические традиции и новаторские поиски (как плодотворные, так и ошибочные) писателей-эмигрантов, воспитывали вкус зарубежных читателей и были школой для эмигрантских писателей. Журнал постоянно интересовался новыми сторонами русской религиозной философии, поддерживал этические искания мастеров слова и ту приверженность к неортодоксальному православию, которая составляла нравственный стержень русской литературы. Достаточно сказать, что среди авторов журнала были Н. А. Бердяев, историк религии протоиерей В. В. Зеньковский, А. Ф. Лосев, Ф. А. Степун, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, Л. И. Шестов, игумен Геннадий (Е. А. Эйкалович) и многие другие.