Лекция 3. Руководство и лидерство

После изучения данной главы студент должен:

знать

• смысл понятия "лидерство" в организационном контексте;

уметь

• выстраивать взаимодействие с окружающими с позиций зрелого организационного лидера;

владеть

• навыками влияния на последователей.

Тема лидерства – одна из наиболее актуальных в управленческом ассортименте. Ей посвящено множество книг, статей, монографий. В то же время велико и количество мифов и заблуждений на эту тему. Причины этого, возможно, в том, что в зависимости от контекста, в котором идет речь о лидерстве, значения понятия будут сильно различаться.

Основания лидерства. Понятие лидерство подразумевает наличие как минимум двух составляющих – собственно лидера и его последователей. Французский специалист в области менеджмента, лидерства, психологии и пр. профессор, директор Глобального центра лидерства INSEAD Кете де Врис[1] утверждает, что вне зависимости от контекста происходящего каждый человек выступает в роли либо лидера, либо последователя. Это объясняется стремлением людей следовать за вожаком.

Что же такое лидерство? Какими средствами оно достигается? К каким результатам ведет?

Существует множество определений этого понятия. Как правило, суть различий между ними состоит в том, что является его стержнем. Вариантов здесь множество. Одна из наиболее убедительных попыток классифицировать основания лидерства предпринята еще в 1970-х гг. профессором Университета Огайо (организация бизнеса, менеджмент и психология) Ральфом Стогдиллом, предложившим 11 различных пунктов.

1. Лидерство как центр групповых интересов и процессов. Духовно-эмоциональный центр группы, определяющий ее структуру, атмосферу, идеологию и групповые процессы.

2. Лидерство как проявление личностных черт. Обладание определенными качествами, отличающими его от других и позволяющими успешно добиваться лидерских позиций и удерживать их.

3. Лидерство как искусство достижения согласия. Способность организовывать людей на эффективное сотрудничество, умение улаживать конфликты и добиваться согласия со стороны ведомых (способность влиять на последователей и достигать повиновения, лояльности, уважения).

4. Лидерство как поведение и действия. Поведение, направленное на управление деятельностью группы; действия, предпринимаемые лидером для управления и координации работы группы.

5. Лидерство как инструмент достижения цели и результата. Средство интеграции членов группы и формирование согласованности их действий для получения желаемого результата.

6. Лидерство как результат группового взаимодействия. Результат взаимодействия группы, в процессе которого люди добровольно объединяются вокруг более успешного человека, чувствуя в нем заинтересованность и признавая его важным носителем целей, ценностей, программ группы и пр.

7. Лидерство как умение убеждать. Управление людьми с помощью силы убеждения и побуждения (а не принуждения).

8. Лидерство как осуществление влияния. Процесс оказания влияния на деятельность группы, организации, общества для достижения общей цели.

9. Лидерство как властные отношения. Власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем чтобы побудить членов группы (у авторов – нации) к действию.

10. Лидерство как результат ролевой дифференциации. Особая роль внутри системы взаимоотношений, которая определяется взаимными ожиданиями лидера и последователей и к которой предъявляются большие требования, чем к другим ролям.

11. Лидерство как инициация и конструирование структуры группы. Процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы; стремление изменить поведение и развить потребности последователей таким образом, чтобы сконструировать структуру группы, которая легитимизирует его статус.

Этот список часто дополняется. Например, доктор философских наук, профессор Е. В. Кудряшова предлагает также следующие определения лидерства.

12. Лидерство как видение перспективы. Обладание видением перспективы, благодаря чему развивается и определяется деятельность группы.

13. Лидерство как следование особым ценностям. Приверженность особым, наиболее привлекательным для последователей ценностям; и пр[2].

Каждый из приведенных вариантов имеет под собой совершенно разное основание, и неудивительно, что единого мнения о том, что же такое лидерство, на сегодняшний день нет.

Поскольку мы рассматриваем лидерство в контексте управления персоналом, необходимо отметить, что не во всех вариантах проявляется ориентация лидера на достижение организационных целей. Именно поэтому необходимо четко определить, что же такое лидерство в корпоративной сфере.

Задание

Попытайтесь составить "портрет" лидера каждого типа, опираясь на дополненный список Р. Стогдилла. Для этого ответьте на вопросы.

• Какую ключевую цель преследует такой лидер?

Как он выстраивает отношения с окружающими?

Какими средствами он добивается своего?

Определения лидерства. Ричард Дафт, автор одного из самых авторитетных учебников по менеджменту и лидерству, предлагает определение лидерства, основанное на шести ключевых позициях:

• цель (результаты);

• личная ответственность;

• изменения;

• общие цели;

• группа;

• взаимное влияние.

Итоговое определение в его версии звучит так.

Лидерство – взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели[3].

Схематично модель лидерства изображается в виде взаимно пересекающихся областей, совокупность которых и является воплощением лидерства (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Модель лидерства

Более лаконичную, но не менее емкую схему предлагает Кете де Врис[4], который выделяет три ключевые группы факторов, составляющих уравнение лидерства (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Модель лидерства Кете де Вриса

1. Личность лидера, которая определяется следующими факторами:

• тип характера;

• ценности/позиции/убеждения;

• должность;

• опыт.

2. Последователей лидера характеризуют:

• тип характера;

• ценности/позиции/убеждения;

• слаженность группы.

3. Ситуация, которая определяется:

• характером задачи;

• жизненным этапом компании;

• организационными переменными;

• корпоративной культурой;

• характером производства;

• социально-экономическими и политическими условиями.

Несложно заметить, что оба автора оперируют схожими компонентами и отличие между этими определениями больше касается формы, чем содержания.

Задание

1. Какие из оснований лидерства (по Р. Стогдиллу) нашли отражение:

в определении лидерства по по Р. Дафту;

в уравнении лидерства К. де Вриса?

2. Есть ли основания, неупомянутые ни в одном из определений?