Розыск должника, его имущества или розыск ребенка

Согласно действующему законодательству, регулирующему вопросы исполнительного производства, объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка судебный пристав-исполнитель обязан по своей инициативе или по заявлению взыскателя, если:

- отсутствуют сведения о месте нахождения должника, его имущества или ребенка;

- исполнительный документ содержит одно или несколько требований, а именно: о защите интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; о взыскании алиментов; о причинении вреда здоровью или в связи со смертью кормильца; об отобрании ребенка.

Постановление о розыске должника или его имущества (либо о розыске ребенка) утверждается старшим судебным приставом (ч. 1 ст. 65 Федерального закона об исполнительном производстве).

Местом объявления розыска является последнее место жительства или место пребывания должника, его имущества или место жительства взыскателя.

Розыск осуществляют органы внутренних дел, если разыскиваются должник - гражданин или ребенок, или органы ФССП России, если необходимо разыскать должника-организацию или имущество должника (независимо от того, является ли он гражданином или организацией).

Процедура проведения розыскных мероприятий регламентируется отдельными нормативными актами.

Приказом Минюста России от 21.09.2007 № 192 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) (далее - Административный регламент), определяющий сроки и последовательность действий должностных лиц ФССП России по розыску.

Организация розыска в пределах полномочий должностных лиц ФССП России включает в себя:

- непосредственно организацию розыска должника-организации и (или) розыск имущества должника (гражданина или организации);

- обеспечение расходов по розыску;

- ведение розыскного дела;

- выполнение мероприятий по розыску;

- осуществление контроля реализации полномочий по розыску;

- порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц в ходе исполнения полномочий по розыску.

Организационно-методическое обеспечение деятельности по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) осуществляют:

- в центральном аппарате ФССП России - отдел организации работы по розыску имущества должников Управления организации работы по реализации имущества должников;

- в территориальном органе ФССП России - самостоятельный отдел (группа в составе отдела) аппарата управления территориального органа ФССП России, на который возложены функции по организации работы розыска должников и их имущества (п. 2.2 Административного регламента).

Непосредственное осуществление функций по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России, которые в соответствии с приказом (распоряжением) за подписью руководителя территориального органа ФССП России наделены полномочиями по розыску (судебные приставы-исполнители по розыску).

Судебный пристав-исполнитель по розыску при осуществлении возложенных на него полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) проводит следующие действия.

1. На основании запросов получает информацию из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, о должнике-организации и имуществе должника (гражданина или организации) (например, о недвижимом имуществе должника сведения можно получить в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).

2. При определении перечня государственных органов и иных организаций, куда необходимо направить запрос о предоставлении информации о должниках-организациях и (или) имуществе должников, судебный пристав-исполнитель по розыску исходит из информации о должнике и его имуществе, которое у него имеется.

Срок предоставления информации, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем по розыску, не может превышать 10 дней со дня получения запроса.

3. Проверяет поступившую информацию путем опроса граждан при выходе в предполагаемые места нахождения должника-организации и (или) имущества должника (гражданина или организации).

4. Докладывает старшему судебному приставу о результатах розыска, а также по мере необходимости готовит соответствующие предложения. Судебный пристав-исполнитель по розыску может ходатайствовать о расширении розыска, мотивируя необходимость привлечения сил и средств других структурных подразделений территориальных органов ФССП России. В случае необходимости и по вновь открывшимся обстоятельствам возможно предложить составление плана дополнительных мероприятий по розыску. Судебный пристав-исполнитель по розыску правомочен ходатайствовать о прекращении розыскного дела в случаях, предусмотренных Административным регламентом.

5. При получении сведений о месте нахождения должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) передает их судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительное производство.

Розыск должника-организации и имущества должника (гражданина или организации) прекращается вынесением судебным приставом-исполнителем по розыску постановления о прекращении розыскного дела, которое утверждается старшим судебным приставом.

Прекращение розыскного дела осуществляется в одном из случаев: установления места нахождения должника-организации, имущества должника с наложением на него ареста; выполнения в соответствии с планом всех розыскных мероприятий; истечения срока проведения розыска; воспрепятствования взыскателем проведению розыска; окончания исполнительного производства.

В качестве положительного примера оперативных действий судебных приставов по розыску можно отметить опыт работы управлений ФССП России по Республике Башкортостан и Сахалинской области. Судебный пристав-исполнитель по розыску, получив информацию о покупке должником проездного документа на железнодорожный транспорт, в порядке поручения направил постановление о необходимости выявления, ареста и изъятия имущества должника. В результате исполнительных действий и успешно спланированных розыскных мероприятий розыскное задание было исполнено в полном объеме. В частности, были арестованы телефон и ноутбук должника, а также получены сведения о его месте жительства и месте работы (письмо ФССП России от 24.05.2010 № 12/02-10458-ТИ "Об опыте работы подразделений розыска").

Копии постановления о прекращении розыскного дела направляются взыскателю и судебному приставу-исполнителю, у которого находится исполнительное производство, не позднее следующего дня после вынесения постановления. Вместе с копией постановления указанным лицам высылается справка, утверждаемая старшим судебным приставом, которую составляет судебный пристав по розыску на основании результатов розыскных мероприятий.

Срок проведения розыскных действий не может превышать двух месяцев со дня вынесения постановления о заведении розыскного дела.

Указанный срок может быть продлен на два месяца в случаях необходимости проведения дополнительных розыскных мероприятий или если розыскные мероприятия, предусмотренные планом, не могут быть выполнены в установленный срок по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя по розыску.

О продлении срока ведения розыскного дела судебный пристав-исполнитель по розыску выносит постановление, утверждаемое старшим судебным приставом.

Нормативная регламентация вопросов осуществления розыска должника-гражданина и (или) розыска ребенка не столь однозначна. Согласно ч. 3 ст. 65 Федерального закона об исполнительном производстве розыск указанных лиц осуществляется органами внутренних дел. Одновременно с таким императивным нормативным положением п. 10 ч. 1 ст. 64 Федерального закона об исполнительном производстве дозволяет судебному приставу-исполнителю производить розыск должника-гражданина и ребенка самостоятельно. При конкуренции норм диспозитивного и императивного характера, на наш взгляд, следует руководствоваться обязывающими нормами, а именно ст. 65 Федерального закона об исполнительном производстве. В обоснование данной позиции следует отметить, что ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" регламентирует выполнение обязанностей полиции по розыску должника до передачи полномочий соответствующим органам, но не позднее 1 января 2012 г.

Помимо указанного, до настоящего времени сохранил действие приказ МВД России от 16.09.2002 № 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции", в соответствии с п. 13.2 которого участковый уполномоченный милиции (ныне - полиции) обязан осуществлять по письменным запросам органов внутренних дел установление местонахождения должников-граждан, которые объявлены в розыск на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно методическим рекомендациям ФССП России от 10.03.2006 № 12/01-2115-НВ "О порядке исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов" судебный пристав-исполнитель принимает решение о розыске должника-гражданина, если совершение всех необходимых мероприятий по его обнаружению не дало никаких результатов. Вместе с постановлением о розыске судебный пристав-исполнитель отправляет в адрес органов внутренних: дел заявление взыскателя (при его наличии) о розыске должника; копию исполнительного документа; расчет задолженности по уплате алиментов; копию акта о том, что должник не проживает по известному адресу; иные документы, которые подтверждают невозможность обнаружения должника.

Судебный пристав-исполнитель не реже одного раза в месяц должен направлять запросы органам внутренних дел о ходе проведения розыскных мероприятий.