Рождение теории федерализма (Т. Джефферсон, А. Гамильтон)

Идеи Просвещения получили широкое распространение в Северной Америке, которая в XVIII в. являлась колонией Англии. Их разработка и практическая реализация осуществлялись преимущественно одними и теми же людьми.

Важнейшие документы, определившие суверенность бывших английских колониальных провинций, — Декларация независимости (1776) и Конституция США (1787). В числе их авторов были люди, занимавшие ключевые посты в правительстве новой федерации: Джон Адаме, Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон стали президентами США, Александр Гамильтон — министром финансов при первом президенте страны Джордже Вашингтоне, Джон Джей — председателем Верховного суда США.

Молодой виргинский плантатор Томас Джефферсон выдвинулся в число лидеров патриотического движения за четыре-пять лет до провозглашения независимости. В 1774 г. он опубликовал анонимно (хотя об авторстве его было хорошо известно) блестящий памфлет "Общий обзор прав Британской Америки" и был внесен властями штата в проскрипционные списки.

О Джефферсоне узнали в других колониях. Он был избран делегатом I, а затем и II Континентального конгресса. Но все же, когда в июне 1776 г. 33-летнему виргинцу поручили составление Декларации независимости, это было для него неожиданностью.

Это был его звездный час. Даже если бы Джефферсон после признания декларации полностью устранился от политики, все равно его имя осталось бы в анналах истории. О Войне за независимость в мире судят по декларации от 4 июля 1776 г., ставшей символом Американской революции. Огромная популярность Декларации независимости способствовала закреплению за Джефферсоном славы духовного вождя революции.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины: что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права — феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

Джефферсон напоминал английскому королю, что предки колонистов до эмиграции были свободными жителями, а поэтому должны быть таковыми и впредь. Автор Декларации являлся противником монархической формы правления. Его идеалом была демократическая республика, основанная на мелком фермерском хозяйстве.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму.

Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но еще более — в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений.

После принятия Декларации независимости почти все штаты, как стали называть себя недавние колонии, уже в 1777 г. приняли собственные конституции, провозгласив суверенитет, следовательно, верховенство своих законов.

Руководители борьбы за независимость пытались соединить воевавшие штаты в рамках единого государства. По очевидным причинам нужды войны требовали объединения их ресурсов. Однако ратификация "Статей конфедерации", первой конституции США, затянулась более чем на три года. Конституция, созданная в интересах ведения войны, для нее имела мало пользы, а испытания миром не выдержала. "Статьи конфедерации", создав слабую конфедерацию, обрекли США на прозябание в международных делах.

Внутри страны разгул суверенитетов штатов быстро привел к катастрофическому положению. Свирепствовала инфляция. Разгул спекуляции подтолкнула безудержная эмиссия бумажных денег в штатах.

Недавние вожди в Войне за независимость созвали конституционный конвент для пересмотра "Статей конфедерации". Постановили работать в глубокой тайне.

Гарантировав защиту от давления извне, участники конвента пришли к выводу, что исправить "Статьи конфедерации" нельзя. В острых дискуссиях они составили новую конституцию. Новый нормативный правовой акт насчитывал всего 5000 слов с небольшим, но именно он и по сей день является основным законом США.

Однако за разработкой конституции следовал процесс, предсказать результаты которого было трудно, — обсуждение конституции в легислатурах штатов. И лишь после одобрения и ратификации девятью штатами она вступала в силу.

Когда 17 сентября 1787 г. текст конституции стал известен, разразилась газетная буря, выявившая острое недовольство документом. Ожесточенность нападок потрясла создателей конституции. Одним из первых в ее защиту выступил Александр Гамильтон (1757—1804), один из самых близких соратников Д. Вашингтона. Одаренный публицист, оригинальный политический мыслитель, он решил объяснить жителям своего штата Нью-Йорк преимущества новой конституции и привлек к сотрудничеству виргинца Джеймса Мэдисона (1751—1836), справедливо считающегося "отцом конституции". Оба — Мэдисон и Гамильтон — были делегатами конституционного конвента. Третьим участником предприятия стал опытнейший юрист Джон Джей (1745—1829), который одно время был президентом Континентального конгресса.

По обычаю того времени все трое решили сохранить анонимность, подписав свои статьи для газет штата Нью-Йорк псевдонимом Публий. Этот псевдоним был избран не случайно. Имелся в виду легендарный основатель Римской республики Публий Валерий Публикола.

А. Гамильтон задумал создать развернутое философское обоснование конституции. Никогда не удовлетворяясь малым, он хотел сформулировать "символ веры" нации.

Первая статья триумвирата появилась через месяц с небольшим после окончания заседания Конституционного конвента — 27 октября 1787 г., последняя — 28 мая 1788 г. Beere было написано 85 статей под общим названием "Федералист". Авторские заслуги Джея были минимальными — ему принадлежит пять статей, не имевших особого значения. Пятнадцать статей были написаны Мэдисоном, 51 — вышла из-под пера Гамильтона и еще три Гамильтон и Мэдисон написали совместно. Авторство остальных 11 статей точно не установлено.

В "Федералисте" были подвергнуты критике губительные политические, экономические, социальные последствия суверенитета штатов. Это и торгово-промышленная конкуренция, и борьба за незанятые западные земли, и стремление к политической гегемонии. Особенно опасными в условиях отсутствия сильной центральной власти, доказывал Гамильтон, были конфликты между враждебными социальными группировками, имевшимися в каждом штате. Гамильтон высмеивал распространившиеся в США представления о том, что в республике, каковой являлась Североамериканская конфедерация, уже в силу ее природы исключена возможность острых социальных столкновений.

Он считал, что федеративное устройство преодолеет слабость конфедеративной организации США, закрепленной

"Статьями конфедерации" 1781 г. Только сильная центральная власть, по его мнению, была способна создать прочное государство. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Воззрения Гамильтона сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США.

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила его признать необходимость республиканского строя. Но обязательным условием этого Гамильтон считал создание сильной президентской власти, похожей на власть главы государства дуалистической монархии. Президент, по мнению Гамильтона, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольные решения". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высший государственный орган. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.

Конечно, идеи Гамильтона были крайним выражением тех тенденций и намерений, которые характеризовали позиции депутатов Конституционного конвента. В конце концов конвент сумел выработать более умеренный вариант федеративной президентской республики, но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом.

Оценивая политические и правовые взгляды Джефферсона и Гамильтона, необходимо отметить весьма существенный момент. Впервые идеи западноевропейских мыслителей были конкретизированы в конституционных установлениях и закреплены в конституционных документах. Так, Декларация независимости США, провозглашая образование нового государства, закрепила развитые Джефферсоном идеи народного суверенитета и право народа на революцию, а сложившиеся под влиянием Локка и Монтескье взгляды Гамильтона стали теоретической основой Конституции США 1787 г.